В областном центре ВКО есть немало мест, где царь-лужи образуются во время сильных дождей с досадной регулярностью. Но в этом году устькаменогорцы впервые увидели, как дождевая вода буквально извергается из ливнёвки обратно. На заседании областного акимата 3 июля глава региона поинтересовался, что надо сделать, чтобы город больше не тонул. Этим же вопросом задался комитет по вопросам ЖКХ при Общественном совете ВКО.
Разверзлись хляби
Во время июльских гроз фонтаны били из колодцев ливневой канализации на ведущих магистралях Усть-Каменогорска — проспектах Сатпаева, Шакарима и Назарбаева, на бульваре Гагарина, улице Крылова. Что это? Глобальное потепление вызвало в наших краях тропические ливни? Или просто городская ливнёвка уже не справляется с потоками воды, которые была способна пропускать прежде?
Согласно информации отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска, ливнёвки проектировались одновременно с соответствующей городской застройкой. Они устроены так, чтобы отводить воду непосредственно в Ульбу или Иртыш.
— Система ливневой канализации построена при строительстве автомобильных дорог города, — информирует заместитель руководителя городского отдела ЖКХ Рашид Шерубаев. — Пропускная способность канализации определяется проектом. В среднем диаметр труб от 300 до 1000 миллиметров. Ежегодно в целях предотвращения паводковых ситуаций и обеспечения бесперебойного дорожного движения за счёт выделенных средств коммунальными службами города после зимнего периода выполняются работы по вскрытию дождеприемных колодцев в пределах красной линии. Всего обслуживается 2112 колодцев. Ливневая сеть города в составе улиц и дорог на основании постановления акима Усть-Каменогорска передана на обслуживание государственному коммунальному предприятию «Таза Өскемен».
Забавно, что ещё два года назад тогдашний руководитель КГП «Таза Өскемен» Асхат Таженов называл иное число дождеприемников — 3137. Почему их количество уменьшилось на треть? Что с ними: закатаны в асфальт, засыпаны мусором, обрушились от возраста? Или попросту часть колодцев по каким-то причинам сняли с обслуживания? Мы даже догадываемся, какие именно.
Дело помощи утопающим
Разлив, который уже около пяти лет образуется после каждого сильного дождя возле домов №№ 6, 8 на улице Амре Кашаубаева (бывшая Дзержинского) и дома по адресу Потанина № 15/1 язык не поворачивается назвать лужей. Пешеходы вынуждены обходить его практически на всю длину перечисленных строений. А проехать на автомобиле — это всё равно, что форсировать небольшую реку. Вода скапливается в ложбине, затапливает проезд и дворы прилегающих домов.
В мае нынешнего года руководство КСК «Марс», на территории которого расположена знаменитая царь-лужа, обратилось по этому поводу в городской отдел ЖКХ.
— На содержание внутридворовых территорий, включая инженерные сети, средства из бюджета не выделяются, так как водоотводящие устройства, находящиеся на придомовых территориях, не состоят на балансе коммунальных организаций и ими не обслуживаются, — отвечает заведующий сектором благоустройства и автомобильных дорог городского отдела ЖКХ Ержан Ибраев. — Согласно правилам технической эксплуатации и содержания жилищного фонда, при эксплуатации придомовой территории необходимо поддерживать надлежащую организацию отвода атмосферных вод от здания и обеспечить исправное состояние водоотводящих устройств. Эти обязанности возлагаются на собственников строений или эксплуатирующую организацию (КСК), которые могут выполнить данные работы самостоятельно или нанять специализированную организацию.
Иными словами, помощь утопающим — дело рук самих утопающих. Но ведь во всех подобных случаях речь идёт не о том, чтобы откидать снег от цоколя здания. Вопрос касается сложного инженерного сооружения. Точнее, его отсутствия. Слесарь КСК «Марс» рассказал, что ливневая канализация когда-то и впрямь находилась в проезде между домами № 8 и № 15/1. Он прочищал её по мере сил, пока труба окончательно не забилась песком, илом и мусором. А в один прекрасный день проезд засыпали гравием, полностью скрыв следы колодца.
Окрестные дома были возведены в середине 1960-х годов. Таким образом, почившая ливнёвка была построена примерно 60 лет назад. Реанимировать её своими силами КСК уже не сможет. По сути, придётся полностью раскапывать проезд и заменять забитые трубы. Задача усложняется тем, что в КСК отсутствует план расположения ливнёвки, так что искать её понадобится археологическими методами. Не говоря уж о том, сколько денег придётся собрать с жильцов, чтобы провернуть подобную операцию.
— Даже когда заключается договор аренды дворовой территории, коммуникации, которые там проложены, собственники жилья не в силах содержать, — подчёркивает руководитель комитета по вопросам ЖКХ Владимир Грицай. — Им дай Бог справиться со своей неделимой собственностью.
Между тем в отделе жилищных отношений Усть-Каменогорска утверждают, что жильцы и КСК и не должны восстанавливать ливневую канализацию во дворах. Эта инженерная сеть не входит в перечень общего имущества, за которое отвечают собственники квартир.
Впрочем, иногда действия жильцов могут стать одной из причин локальных потопов. В последнее время по решению общих собраний люди принялись воздвигать во дворах своих домов «лежачих полицейских». Часто это не один асфальтовый барьер, а два или даже три. В результате талым и дождевым водам просто некуда деваться. Они остаются в искусственном бассейне, образованном бордюрами и «лежачими полицейскими» до полного высыхания. Такая ситуация, к примеру, регулярно складывается во дворе дома № 5 на улице Канипы Битибаевой (бывшей Амурской). В других случаях колодцы попросту закатывают в асфальт во время ремонта, загоняя проблему под землю в буквальном смысле слова. Где располагался тот или иной колодец, зачастую не помнят даже старожилы двора.
В красных линиях
Вопрос о том, существуют ли в природе подробные планы городской ливнёвки, задал акимату Усть-Каменогорска руководитель Восточно-Казахстанского областного филиала республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» Адиль Пшенов. В отделе ЖКХ ответили, что планы вроде бы есть. Но отыскать их, по версии общественника, так и не смогли. На заседание комитета по ЖКХ Общественного совета ВКО представители отдела ЖКХ также не явились. За всех отдувался представитель «Таза ϴскемен». Он пояснил, что в распоряжении предприятия исполнительные схемы имеются, но полного и детального плана нет ни у кого. Колодцы, расположенные в пределах красных линий, то есть на улицах, предприятие обследует и прочищает, насколько хватает выделенных средств.
— Ежегодно выделяется порядка семи – восьми миллионов тенге. В этом году выделили порядка 20 миллионов, — рассказывает мастер ГКП «Таза ϴскемен» Максат Нурахманов. — При стоимости очистки одного погонного метра ливневой канализации 3999 тенге семи миллионов не хватает даже для того, чтобы прочистить проспект Назарбаева. Делаем точечно, где основные очаги. По техническим характеристикам, не считая дворовой канализации, чисто на центральных магистралях у нас порядка 62 километров. Парк техники не обновлялся с 2010 года. Она неделю работает, неделю на ремонте. Всего на прочистке ливневой канализации у нас два илососа и две канало-промывочные машины на весь город.
Остаётся, правда, вопрос, почему раньше при тех же условиях вода не извергалась из колодцев наружу. Увеличился объём осадков? Или уменьшилась вместимость ливнёвки? По мнению специалиста, происходит и то, и другое.
— У нас процентов 50 ливнёвок требуют реконструкции, — констатирует мастер. — Навскидку могу назвать проспект Назарбаева от ТД «Валентина» до Комендантского моста. На проспекте колодцы постройки 1950-х годов. Они выложены из кирпича. Туда даже спускаться опасно — засыпать может. Улица Михаэлиса — от проспекта Абая до 30-й Гвардейской дивизии. Улица Белинского — там уже забито до такой степени, что не представляется возможным почистить. И корни деревьев трубы ломают. Улица Металлургов. Есть и другие участки. При среднем ремонте у нас тоже колодцы закатывают наглухо. Я потом хожу с компрессором и выдалбливаю. Года два или три назад я уже подавал в отдел ЖКХ список всех участков, которые требуют ремонта, реконструкции и так далее. Была подрядная организация, которая начинала предпроектное обследование. Чем это закончилось, я не знаю.
Недавний потоп на Дворце спорта специалист объяснил тем, что там попросту не успели прочистить канализацию из-за бесконечных отказов техники. Очевидно, что сегодня коммунальщики работают в авральном порядке. А требуется комплексное решение, чтобы предотвратить саму возможность потопов.
Но ведь топит не только старую часть города, но и новые районы, где сети ливневой канализации должны быть в прекрасном состоянии. Представитель городского отдела строительства пояснил, что ливнёвка проектируется только в больших жилых массивах многоквартирных домов. В районах индивидуальной жилой застройки она не закладывается и не просчитывается. А ведь там ситуацию может изменить любое новое строение, возникшее на пути склоновых стоков. И вода придёт туда, где отродясь не топило. В последние годы городская власть иногда в пожарном порядке прокладывает систему арыков в новых районах ИЖС, чтобы защитить дома людей от подтопления. К примеру, такие работы были проведены в районе Ахмирово. Думается, что и здесь ситуация могла быть более благоприятной, и главное — прогнозируемой, если бы арыки изначально закладывались в проект застройки всего района.
Предложения будут услышаны?
Общественный совет не имеет полномочий, чтобы принимать решения, обязательные к исполнению. На заседании комитета по ЖКХ было сделано несколько предложений по улучшению ситуации с ливневой канализацией в Усть-Каменогорске. Первое заключалось в том, чтобы определить наконец балансодержателя внутридворовых ливнёвок, чтобы вменить ему в обязанность их своевременную прочистку. Коммунальное предприятие «Таза ϴскемен» нужно усиливать техникой и кадрами, чтобы плановые работы производились вовремя.
Необходимо проводить ревизию и ремонт ливнёвки на тех дорогах, которые подлежат среднему ремонту. Чтобы уж делать заодно, а не раскапывать только что уложенный асфальт. Это требование хорошо бы включать в перечень работ, выполняемых по конкурсу.
В новых микрорайонах, включая районы ИЖС, нужно закладывать систему арыков для отвода склоновых стоков ещё на стадии проектирования улиц. А это означает, что направления этих стоков необходимо изучать и учитывать при разбивке участков под застройку.
Сейчас уже очевидно, что текущие мероприятия, проводимые из года в год, уже не способны решить проблему затоплений талыми и дождевыми водами. И с каждым годом положение будет только ухудшаться. Городу требуется системный подход, комплексный проект, который предполагал бы актуализацию плана-схемы всех инженерных сетей ливневой канализации, включая дворовые. Нужны тотальное обследование их состояния и разработка детального, рассчитанного на несколько лет, плана реконструкции. И последующее выделение денег на его реализацию. Очевидно, что это потребует огромных бюджетных затрат. Но иначе Усть-Каменогорск от потопа уже не спасти.
Ирина Плотникова