Жумагали ишан. Раскопки мечети XIX века провели археологи
— Мечеть Жумагали ишана – это одно из казахских культовых сооружений конца XIX – начала XX века. Специалисты расчищали внутри и снаружи памятника, изучали стены и другие архитектурные элементы, — рассказал Фархад Досмуратов, директор центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия. – В научном плане район северного чинка Устюрта, который известен, как Донызтау, представляет большой интерес. Регион был давно заселен, это подтверждают разнообразные памятники. Самые древние объекты здесь датируются эпохой бронзы и ранних кочевников. В этом районе есть многочисленные памятники этнографического характера: мавзолеи, ограды и объекты камнерезного искусства – кулпытасы.
— Памятники размещены по берегам и склонам глубоких и широких оврагов, у подножья и на мысах плато: жилые, хозяйственные постройки, мечети и места захоронений. Этот микрорайон в XIX – начале XX выступал местом традиционного зимования казахов рода табын и отчасти адай, — сообщил Аслан Мамедов, директор филиала института имени А.Х. Маргулана.
Мечеть Жумагали ишана включена в Государственный список памятников истории и культуры местного значения Актюбинской области. По словам археологов, ученым мечеть Жумагали ишана впервые стала известна в начале 90-х годов прошлого столетия благодаря этнографическим экспедициям. Этнолог, археолог Серик Ажигали памятник в целом отнес к культово-жилищным комплексам, кратко описав руины мечети, жилые постройки и некрополь.
Сама мечеть Жумагали ишана стоит на открытом пространстве недалеко от казахского некрополя. От мечети, которую построили из сырцового кирпича на глиняном растворе, остались одни руины. Частично сохранился и интерьер. Могила Жумагали ишана находится рядом, на расстоянии примерно 2 м от основания стены мечети.
— Вероятно, мечеть была перекрыта четырьмя куполами, их основания покоились на пилоне и на арках внутри помещения. Об этом позволяет судить наибольшая мощность завала, напоминающего внутреннюю крестовую планировку. В верхней части стены, в толще кладки фиксировались каменные плиты, вероятно, использовавшиеся для устойчивости. Ниже находились два арочных проема. Не исключено, что большая толщина стены была сделана специально. Вероятно, здесь находилась печь с дымоходом, — предположили исследователи.
Снаружи мечети у северо-западной стены нашли различные предметы: бронзовые пластинки, пуговицу, оковку, железное кольцо диаметром 5 см, фрагмент железного изделия, возможно, ножа.
— Археологические исследования памятника показали, что мечеть относится к довольно редким архитектурным сооружениям народного зодчества Арало-Каспийского междуморья, — заключил Аслан Мамедов. – Это двухкамерная мечеть, возможно, с купольными перекрытиями и входом, ориентированным на юго-запад. Форма куполов неизвестна. Видимо, для устойчивости использовались деревянные балки, об этом позволяют судить найденная в разных местах в толще грунта кора березы.
Ученые считают, что исследования в этом направлении дали бы хорошие результаты, так как сегодня мало работ, посвященных картографии и архитектуре мечетей, и наше общество мало знает о роли духовных лиц и о причинах увеличения количества мечетей в Западном Казахстане именно к XIX – началу XX века.