Национальный оператор «ҚазАвтоЖол» приступил к установке современных роликовых барьерных ограждений на дорогах республиканского значения. Эта мера направлена на кардинальное снижение аварийности и тяжести ее последствий. Один из первых таких инновационных участков уже появился на объездной дороге Астаны, став частью комплексной программы по повышению безопасности движения.
Новые конструкции представляют собой высокотехнологичное инженерное средство пассивной безопасности. Их главная задача — не просто удержать автомобиль на проезжей части, но и максимально погасить силу удара. Основа ограждения — вращающиеся бочонки из прочного и упругого пенополиуретана. При столкновении они начинают вращаться, преобразуя кинетическую энергию удара в энергию вращения, что значительно смягчает столкновение и плавно перенаправляет транспортное средство вдоль барьера.
Помимо основной функции, ограждения спроектированы с учетом максимальной заметности. Яркий желтый или оранжевый цвет роликов со светоотражающей пленкой делает их хорошо видимыми в любое время суток и при сложных погодных условиях. Это позволяет водителям заблаговременно оценивать дорожную обстановку и снижает риски на опасных участках, таких как крутые повороты, съезды, подъемы и спуски, где вероятность потери управления наиболее высока.
Внедрение роликовых барьеров, как ожидается, принесет комплексный положительный эффект. Помимо прямого снижения количества тяжелых ДТП и травматизма, эти системы обладают экономической эффективностью. В отличие от традиционных металлических барьеров, они легче поддаются частичному ремонту после аварий, а используемые материалы устойчивы к коррозии и суровым климатическим условиям Казахстана, что обеспечивает их долговечность.
Стоит отметить, что данная технология уже успешно применяется в США, Японии и странах Европы. Ее внедрение в Казахстане является частью более широкой стратегии по обеспечению безопасности, которая также включает такие методы, как сужение дорог по примеру стран ОЭСР, о чем ранее сообщалось в контексте планов для Акмолинской и Алматинской областей, а также активное использование дронов и скрытого патрулирования.
Актуальность подобных мер подтверждается тревожной статистикой Генеральной прокуратуры. По данным ведомства, за 2024 год аварийность на дорогах Казахстана выросла почти на 100%, превысив 30 тысяч случаев. В этих ДТП пострадали 40 тысяч человек, а жизни более двух с половиной тысяч граждан спасти не удалось. Внедрение передовых систем безопасности становится жизненно необходимой мерой для сохранения жизней казахстанцев.