В Женеве на 144-й сессии Комитета ООН по правам человека состоялось обсуждение доклада Казахстана о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах. В то время как официальная делегация отчитывалась о «масштабных реформах», казахстанские правозащитники представили свою, альтернативную картину происходящего. О том, какие проблемы были подняты на международном уровне, рассказала участница сессии из Костаная Александра Сергазинова, журналист и депутат областного маслихата.
По словам Сергазиновой, представители гражданского общества привезли в Женеву 22 альтернативных доклада. Темы поднимались самые разные: от прав женщин и людей с инвалидностью до необходимости принятия закона о статусе правозащитников, который до сих пор отсутствует в стране. «Я была поражена, как хорошо члены Комитета ООН осведомлены о реальном положении дел в Казахстане. Их вопросы били прямо в болевые точки», — поделилась она. В частности, международные эксперты напомнили Астане о незавершенности расследования жанаозенских событий и о том, что понятие «пытки» в национальном законодательстве все еще не приведено в полное соответствие с международными нормами.
Сергазинова, много лет занимающаяся мониторингом тюрем, привела собственный пример давления на активистов. После записи интервью с Рустамом Ибрагимовым, отбывающим пожизненный срок в учреждении «Черный беркут», на нее начали оказывать давление с требованием отдать запись разговора, в котором осужденный заявлял о фальсификации своего дела. После этого инцидента, по ее словам, отношение к правозащитникам в колониях резко ухудшилось: «Такое отношение, с унизительным шмоном, стали практиковать во всех казахстанских учреждениях УИС. Откатились на много лет назад». Дело о воспрепятствовании ее деятельности до сих пор не доведено до логического конца.
Одной из острых тем стало положение СМИ в стране. Несмотря на декриминализацию клеветы, правозащитники отметили повальный рост административных исков против журналистов и несоразмерно высокие штрафы. «Когда обсуждался доклад государства, от членов Комитета ООН прозвучал вопрос об обоснованности штрафа, которому могут подвергнуть журналиста и который в 750 раз превышает размер минимальной заработной платы в РК», — рассказала Александра Сергазинова. Ответ официальной делегации был стандартным: «рассмотрим, подумаем, внесем изменения».
Немало вопросов вызвала и деятельность уполномоченного по правам человека в Казахстане. Члены Комитета ООН поставили под сомнение его независимость, отметив, что омбудсмен назначается руководством страны и за время своей деятельности ни разу не обращался в Конституционный суд для защиты прав граждан. «Ответ Казахстана: значит, в стране не было ситуаций, в которые он должен был вмешаться. То ли смеяться, то ли плакать», — комментирует правозащитница ответ официальной делегации.
Несмотря на жесткую критику, Сергазинова признает, что в законодательном плане Казахстан действительно продвинулся вперед, приводя нормы в соответствие с международными стандартами. Главная проблема, по ее мнению, заключается в исполнении этих законов. Поездка, которую активисты финансировали самостоятельно, позволила не только озвучить реальные проблемы, но и наладить прямые контакты с международными экспертами. «Теперь у меня есть визитки помощников спецдокладчиков. Можно обращаться напрямую. Так что, надеюсь, польза будет», — заключила она, подчеркнув, что альтернативы таким глобальным институтам, как ООН, пока не существует.