В казахстанских семьях наблюдается удивительный тренд: на смену современным детским кроваткам все чаще приходит традиционная колыбель — бесік. Это не просто дань моде, а осознанное возвращение к истокам, к мудрости, проверенной веками. О том, почему древняя люлька вновь обретает популярность в быту, рассказала активистка павлодарского общественного объединения «Нұр Ана әлемі», ветеран труда Кайырлы Жаксыбаева.
В основе возрождения интереса к бесіку лежит глубокая философия, заключенная в казахской пословице: «Тәрбие тал бесіктен басталады», что означает «Воспитание начинается с колыбели». По словам Кайырлы Жаксыбаевой, бесік — это не просто спальное место, а целая система, обеспечивающая ребенку уют, заботу и правильное развитие с первых дней жизни. Колыбель изготавливают вручную из натуральной древесины, чаще всего из березы или яблони, которую выбирали с пожеланиями здоровья и уважения в народе. Конструкция, собранная без единого гвоздя, и полукруглое основание позволяют легко и плавно укачивать младенца, создавая знакомое и успокаивающее движение.
Главным и поистине гениальным преимуществом бесіка является его продуманная гигиеническая система. Внутри колыбели под специальным отверстием в матрасе устанавливается горшочек «түбек», а для мальчиков используется специальное приспособление «шүмек» из бараньей кости. Эта конструкция позволяет младенцу всегда оставаться сухим и чистым без использования подгузников, что сегодня особенно актуально для молодых семей, обеспокоенных их высокой стоимостью.
Внутри бесіка для малыша создается его собственное уютное пространство. Оно включает в себя комплект постельных принадлежностей, матрас и покрывала на все сезоны: легкое и светлое на лето, теплое и плотное «корпеше» на зиму. Колыбель также украшали, чтобы обозначить пол ребенка: девочкам вешали перо совы «үкі», а мальчикам — оберег «тұмар». Эти детали превращали люльку в личный, оберегаемый мир младенца.
Особое место в традиции занимает эмоциональная связь, которая создается у колыбели. Мать или бабушка, укладывая ребенка, поет ему колыбельную, часто сочиняя ее на ходу. В эти песни вплетаются самые теплые пожелания доброго будущего и сладких снов, создавая незримую нить любви и заботы. «Когда мой первый внук родился в 1996 году, я сразу решила укладывать его в бесік. Мне привезли старинный, в котором уже лежали 10–11 детей. Я была счастлива передать то, что сама получила от своих бабушек», — вспоминает Кайырлы Жаксыбаева.
Возвращение бесіка в семью сопровождается красивым ритуалом «бесікке салу». Эту церемонию проводят после того, как ребенку исполнится 40 дней и отпадет пуповина, символически «выпуская его в свет». На торжество приглашают родных и соседей, проводят обряд «шашу», осыпая всех сладостями в знак радости. Укладывать младенца в колыбель впервые доверяют самой уважаемой и мудрой женщине в роду — многодетной матери или бабушке-долгожительнице.
В отличие от современных кроваток, где ребенок может испугаться собственных движений и проснуться, в бесіке он плотно запеленут, чувствует себя в полной безопасности и спит гораздо спокойнее. Колыбель также очень мобильна: ее можно легко переносить с места на место, не тревожа сон малыша, что особенно удобно для активных семей. Подрастая, ребенок сам начинает воспринимать бесік как свое личное пространство, зону комфорта и защиты.
Жизненный цикл бесіка завершается с не меньшим уважением, чем начинается. Старую колыбель, служившую нескольким поколениям, никогда не выбрасывают. Ее торжественно сжигают, а пепел закапывают в чистом месте, чаще всего под деревом. Так казахи прощаются с вещью, которая хранила тепло и была важной частью семейной истории. Сегодня, по словам Кайырлы Жаксыбаевой, все больше молодых семей обращаются в объединения, подобные «Нұр Ана әлемі», чтобы научиться правильно проводить обряды и использовать колыбель, подтверждая, что это не мимолетное увлечение, а глубокое и осознанное возвращение к своим корням.