Проблема вывоза твердых бытовых отходов в областном центре ВКО, к сожалению, продолжает оставаться болезненной. Площадки, заваленные мусором, становятся источником зловония, рассадником мух и прибежищем крыс. Особенно недовольны жители, когда всё это великолепие располагается непосредственно у них перед подъездом. Но перенести площадку на другое место оказывается не так-то легко.
В антисанитарных условиях
Контейнерная площадка рядом с домом № 30 на проспекте Казыбек би в 2020 году была оборудована по всем правилам. Кроме бетонного основания и ограждающей стенки, которая препятствует разносу мусора ветром, над ней возведена даже крыша. Последним не может похвастаться большинство площадок для сбора ТБО в Усть-Каменогорске. Однако соседство с помойкой, даже должным образом обустроенной, не радует жителей дома № 30. Они обратились с заявлением в ПКСК «Баяш Утепов» с просьбой перенести площадку куда-нибудь подальше.
«Мусорные баки установлены без согласия жильцов данного дома и с нарушением всех санитарных норм, — говорится в заявлении, которое подписали жители восьми квартир. — Данные мусорные баки установлены на расстоянии 1,5 метра от первого подъезда, что приводит к ежедневному скоплению мусора перед подъездом, не проходящим неприятным запахам, большому скоплению насекомых, из-за чего жильцы не могут открывать окна в квартирах. Ежедневно при вывозе мусора машина останавливается около первого подъезда, и вся жидкость, выливающаяся из мусоровоза при прессовании мусора, сливается к подъезду, образуя огромные лужи».
Кроме того, жители пожаловались на владельцев коммерческого объекта, расположенного в доме. Магазин не имеет своего мусорного контейнера и свои немалые отходы сваливает в баки, обслуживающие жильцов.
Наш корреспондент побывал возле пресловутой свалки и выяснил, что кое-что в заявлении выглядит преувеличением. Площадка находится отнюдь не в полутора метрах от подъезда. На момент нашего посещения весь мусор был вывезен, и вообще оборудование площадки произвело благоприятное впечатление. Что до расстояния, то в настоящее время санитарные службы стали относиться к этому вопросу более гибко.
— У нас на сегодняшний день действуют санитарные правила № 331 от 28 декабря 2020 года по сбору, использованию, применению, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов, — поясняет главный специалист управления госсанэпиднадзора по Усть-Каменогорску Фарида Баймаканова. — В этих санитарных правилах есть все требования, всё прописано. На сегодняшний день у нас проблема с расстоянием. Санитарные правила говорят, что во всех учреждениях и в жилом фонде должны быть контейнерные площадки. Расстояние от стены должно быть 25 метров. Контейнерные площадки должны быть огорожены, забетонированы и с крышками. Года два назад отменили обязательное соблюдение расстояний. Сделали так, что в районах сложившейся застройки при отсутствии возможности соблюдения санитарных разрывов расстояние устанавливается комиссионно, с участием местных исполнительных органов: отдела ЖКХ, госсанэпиднадзора и отдела земельных отношений. Когда выбирается место под площадку, мы же не знаем, какие коммуникации под ней есть.
Иными словами, расположение площадки ближе 25 метров от дома более не является основанием для жалоб. Впрочем, неприятный запах возле дома № 30 присутствует в полной мере. Как и насекомые.
Любой каприз — за ваши деньги!
На заявление жителей ПКСК «Баяш Утепов» ответил, что не обладает правом обслуживать или переносить контейнерные площадки, поскольку земля, на которой они расположены, является государственной собственностью. Городские власти, напротив, заявили, что изменить местоположение злополучной площадки — компетенция самих жильцов.
— Работы по переносу контейнерной площадки осуществляются за счёт средств собственников помещений (квартир) — пользователей контейнерной площадки, — отвечает представитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Алима Жакупова. — Перенос контейнерной площадки является элементом благоустройства и участком общего пользования жителей прилегающих домов. Вопрос её переноса рассматривается на условиях, установленных соглашением собственников помещений домов, с оформлением протокола. Решение должно быть принято двумя третями голосов.
Жильцам и ПКСК предложили самостоятельно выбрать место для будущей контейнерной площадки. Главным условием, помимо согласия двух третей жителей окрестных домов, названо наличие подъездных путей к площадке. Если людям всё же удастся договориться между собой о местоположении, вопрос о переносе будет решать специальная комиссия.
Вот только найти место для площадки, которое устроило бы всех, в современных реалиях Усть-Каменогорска крайне сложно. К примеру, жители улицы Добролюбова в районе трамвайного кольца у Востокмашзавода вынуждены пользоваться необорудованной площадкой. Несколько контейнеров стоят на голой земле. Рядом расположена трансформаторная будка. Обилие мусора, в том числе и крупногабаритного, намекает на нарушение противопожарной безопасности.
На вопрос жителей, можно ли расположить контейнеры на пустыре внутри поворотного круга, городские власти отвечают отрицательно. Переход через рельсы угрожает жизни и здоровью граждан. К тому же там нет подъездных путей для мусоровозов. Проблема необорудованной мусорки отравляет жизнь обитателям микрорайона уже не первый год. Решить её они не могут даже с помощью своего депутата.
Мусор наш, земля ничья
Проблемы современного жилищного законодательства во многом основаны на том, что оно писалось под современные жилищные комплексы, где имеются управляющие компании, а территория изначально закреплена за ЖК, есть акт на землю. В то время как подавляющее количество жилья в Усть-Каменогорске и других городах ВКО строилось в советское время по микрорайонному принципу, когда игровые площадки, площадки для сбора ТБО, проезды, аллеи и скверы внутри микрорайона обслуживали несколько прилегающих домов. Тогда за содержание всего этого богатства отвечали ЖКО (жилищно-коммунальные отделы). В постсоветское время их содержанием худо-бедно занимались КСК. По новому законодательству вместо единого КСК на этих территориях возникли многочисленные ОСИ и ПТ с зоной ответственности, которая заканчивается в пяти метрах от дома. Всё остальное автоматически сделалось спорным или бесхозным.
Представитель отдела ЖКХ на Общественном совете признал, что сегодня у наших контейнерных площадок, по сути, нет собственника. Город их оборудовал на свои деньги и устранился от их дальнейшей судьбы. При этом, по словам председателей КСК, никаких документов, подтверждающих передачу этих площадок жильцам, у них на руках нет. Открещиваются от собственности на контейнерные площадки и мусоровывозящие компании. Их собственность — контейнеры, стоящие на площадках. Но не земля под ними. На сегодня вопрос с балансодержателем площадок для сбора ТБО попросту не решён на законодательном уровне.
— Если площадка рассматривается как бесхозная, акимат должен кому-то её передать на баланс, — предлагает руководитель комитета по вопросам ЖКХ при Общественном совете ВКО Владимир Грицай. — Если жителям, то её должны либо продать, либо подарить, либо заключить какой-то договор. Жители по закону содержат свою общую неделимую собственность. Они и её не могут содержать в исправном техническом состоянии. У них карман не резиновый. Есть мусоровывозящие компании. Это их хлеб. Отдайте им! Если не хотят, надо продумать это как-то на законодательном уровне, утвердить на заседании маслихата.
Председатели КСК, присутствовавшие на заседании, напомнили, что когда обсуждалась возможность увеличения тарифа на вывоз ТБО для населения, был разговор о том, чтобы взамен вменить мусоровывозящим компаниям без споров вывозить не только то, что лежит в контейнерах, но и то, что скопилось вокруг них. В том числе и крупногабаритные вещи. В итоге тариф подняли. А от вывоза крупногабаритов компании всё так же открещиваются. Дезинфекция контейнерных площадок, которая исключила бы вонь и скопление насекомых, также ими не производится. Быть может, пора уже как-то решать этот вопрос на законодательном уровне?
Что написано пером
По мнению членов Общественного совета, сейчас слишком большой расчёт делается на сознательность жителей, которые должны каким-то образом за свой счёт решить вопросы санитарного содержания мусорок во дворах и вывоза крупногабаритов. Хотя действительность раз за разом убеждает, что такого уровня сознательности у людей нет. А значит, надо прорабатывать механизмы решения проблем, которые вменяли бы это в обязанность хоть кому-то, даже вопреки его желанию. По словам депутата городского маслихата Аллы Лоскутовой, при утверждении новых Правил благоустройства этот вопрос так и не был решён.
А если есть обязанность, должна быть и ответственность за её невыполнение. Сегодня вопрос ответственности возложили на местную полицейскую службу. Иными словами, за тем, чтобы площадки не захламлялись вещами, которые не вывозят мусоровывозящие компании, должны следить участковые. И это помимо прямых обязанностей по обеспечению правопорядка на вверенной территории. Неужели полицейским больше нечем заняться?
На практике это выглядит так: участковый примет заявление в адрес конкретного лица, если будет доказано, что это лицо в такое-то время в таком-то месте вытащило на контейнерную площадку диван, вместо того чтобы вывезти его на свалку. Доказательством должны служить фото и видеоматериалы. Очевидно, что собирать такие материалы некому. Разве что возле каждой площадки для сбора ТБО будет установлена камера видеонаблюдения. Таким образом, очевидно, что и эта норма работать не будет.
По итогам заседания члены Общественного совета сформировали ряд предложений, которые могли бы сдвинуть эту грязную тему с мёртвой точки. Некоторые касаются непосредственно вопросов переноса площадок. Городским властям рекомендуется проработать конкретный механизм переноса и чётко прописать состав и порядок действий комиссии по переносу. Необходимо также определить, наконец, балансодержателей контейнерных площадок и земельных участков, на которых формируются стихийные свалки, и оформить это соответствующими юридическими документами.
Больной вопрос очистки площадок после опорожнения контейнеров и вывоза крупногабаритов комитет по ЖКХ при Общественном совете ВКО предлагает доверить мусоровывозящим компаниям. Пусть даже за счёт подъема тарифов для населения, но чтобы эта проблема уже больше никогда не всплывала.
В конечном итоге нужно попросту ликвидировать пробелы в нормативно-правовой базе госсанэпиднадзора, отделов ЖКХ и земельных отношений, местной полицейской службы Усть-Каменогорска, касающиеся вывоза мусора. Более чётко прописать в договоре обязанности мусоровывозящих компаний и наказывать их в случае невыполнения договорных обязательств. Если в нашем местном законодательстве не останется дыр, быть может, в них перестанут копиться зловонные кучи мусора?
Ирина Плотникова