В настоящий момент предприятия не существует, но еще 40 лет назад здесь трудились жители тогда еще Затобольска, Кустаная, Заречного, Мичуринского, Садчиковки и других населенных пунктов.
Сотрудников сюда каждое утро привозили специальные автобусы, маленький и большой. Здание ЗРДТ сохранилось и по сей день, и оно не пустует: здесь развивается малый бизнес города.
Ул. 40 лет Октября, 74 – написано сейчас на здании, которое раньше было конторой завода, где трудились бухгалтеры, экономисты и прочие специалисты. Внешне оно осталось почти неизменным: заменили деревянные окна на пластиковые, видоизменилась входная зона, а вместо привычной таблички «Затобольское предприятие дорожного машиностроения» появились баннеры Wildberries, «Нотариус», «Проектирование и монтаж газопроводов», «Ателье», «Ювелир», «Чистка подушек и перин», «Региональная газета «Арна».
– Мы были такими молодыми. Работали, общались, ходили на субботники, на 1 мая, – вспоминает жительница Тобыла Татьяна Кравченко. Она работала на заводе 19 лет сначала в инструменталке, потом диспетчером производственного отдела, а позже бухгалтером-кассиром. – Как сейчас помню: поднимаюсь по лестнице на второй этаж, захожу в кабинет… Когда доводится бывать рядом, фотографирую здание и отправляю тем, кто уехал отсюда, как напоминание. Мы потом друг с другом делимся воспоминаниями.
Цеха начинались дальше. Там, где ныне расположен магазин низких цен «Светофор», открывшийся в 2018 году, а вместо продуктов здесь были станки.
Впрочем, неизменным остается и то, что сюда по-прежнему приезжают жители из других населенных пунктов.
Но вход не всегда был на месте нынешнего.
– Все было взаимосвязано, потому зайти в помещение можно было с любого входа, – рассказывает Валентина Гарькуша, 18 лет посвятившая работе в инструментальном цеху. – Главный вход был сбоку. Был контрольно-пропускной пункт, где мы предоставляли специальные карточки.
На втором этаже – мужская и женская раздевалки, кабинет руководителя.
– Цех большой, станки огромные, поверху тянулись рельсы, а специалисты, чаще всего женщины, ездили на приспособлении, краном поднимали металлоконструкции и доставляли туда, куда нужно, – говорит Валентина Ивановна.
Если войти в магазин «Светофор», то можно представить, а кому-то вспомнить, как раньше справа находилась охрана.
– А слева, где сейчас мясной отдел, завешанный плотной клеенкой, когда-то каждый будний день я выдавала инструменты, спецовку: одежду, обувь, зимнюю, летнюю, – вспоминает об инструментальном цехе женщина. – Здесь была большая железная дверь. Слева шкафы с полками. На другой стороне был цех с механическими запчастями. Они точили приспособления и сюда сдавали.
По рассказам сотрудников, на территории заводской столовой сейчас тоже находится столовая, рядом располагался технический отдел.
Когда работал литейный цех, шум от барабанов было слышно в домах за нынешним мкрн «Нурай».
– К шуму привыкали и будто не замечали его, – поясняет Валентина Ивановна. – На заводе было несколько рабочих смен. Одно время действовал указ, что те, у кого есть маленькие дети, могли на час меньше трудиться. А обычный рабочий день начинался в 8:00 длился до 17:00. Было два выходных. И планерки проводились, и праздники встречали.
На территории бывшего ЗРДТ имеется помещение для хранения картофеля.
– Когда-то здесь располагался бункер. Проводились учения, – рассказывает собеседница. – С улицы спускались в подвал на какое-то время. Я этого всего жуть как боялась.
Корреспондентам «НК» удалось навестить ныне картофельное хранилище. К прошлому бункеру ведет чуть больше десяти ступенек. Здесь горит свет и много мешков с картофелем, разнорабочая Анна перебирает овощи.
– Знаю о заводе, но с данным местом столкнулась только 4 года назад, – отвечает женщина, показывая нам комнаты. – Тут даже лекарства сохранились, правда, сейчас их уже выбросили. Раньше здесь, видимо, была вентиляция, до сих пор имеется санузел.
Та часть здания, где продают одежду, тогда называлась ОГМ (отделом главного механика). Через него можно было пройти и в тракторный цех, и в механический.
– Когда заходишь в «Светофор», прямо есть двери, раньше там делали гидравлику. Возле нынешней аптеки стоял токарный станок, – делится слесарь ЗРДТ Иван Гарькуша. Он тоже посвятил работе на заводе 18 лет. – Гусеницы прессовал, цилиндры гидравлические делал, ходовые части на бензовозы, колеса ставил, рессоры. Коллег много было. Нам нравилась работа. Кто спросит, где работаешь, мы гордо отвечали: «В ЗРДТ». И все знали это место.
А еще имелись кислородная станция и охладитель воды.
– Там была забетонированная емкость. Компрессоры накачивали кислород в баллоны, а потом охлаждались, – говорит Иван Владимирович. – Вспоминать можно много, знал там каждый уголок. Наши воспоминания и когда-то повседневная жизнь.
Интересно узнавать историю тех мест, которые существовали и прекратили свою работу еще до того, как некоторые появились на свет. К 2000-м годам завод начали расформировывать. Но здорово, что память о том, что было, живет и по сей день.
Ева ТРУШКОВА,
фото Ларисы БОЖКО