Архивные подшивки газет подобны машине времени, способной перенести на десятилетия назад и дать почувствовать дух ушедшей эпохи. Номер газеты «Костанай» от 23 июля 1998 года — это яркое свидетельство того, чем жил областной центр в один из самых непростых периодов в истории независимого Казахстана. На пожелтевших страницах отразилась вся палитра того времени: отчаянная борьба за выживание, криминальные сводки, продиктованные нищетой, и первые ростки будущей экономики.
Одной из самых пронзительных историй того лета стала голодовка восьми учителей из Аулиеколя, которым не выплачивали зарплату с сентября предыдущего года. Как сообщали журналисты, педагоги оказались в безвыходном положении. «Педагоги практически не получают «живых» денег, и, по словам председателя районной профсоюзной организации работников образования Татьяны Алпысбаевой, зарплата в виде муки, отходов, сена уже, что называется, набила оскомину», — писало издание. Общая задолженность перед учителями района на тот момент достигла колоссальной суммы в 100 миллионов тенге, и их коллеги из сельских школ были готовы присоединиться к акции протеста, опасаясь, что в глубинке их крик о помощи останется неуслышанным.
Финансовый коллапс и тотальный дефицит порождали немыслимые по сегодняшним меркам преступления. На фоне рекламы джин-тоника и водки по 80 тенге за бутылку криминальная хроника сообщала о ночной вылазке 28-летнего мужчины, похитившего со склада 300 бутылок горячительного напитка. Другой безработный житель Аркалыка умудрился выкрасть из производственного кооператива «Жана жол» более полутысячи черенков для лопат на внушительную сумму в 159 тысяч тенге. Эти случаи — не просто сводки, а горькие символы эпохи, когда люди были готовы на все ради выживания.
Тяжелейший кризис не обошел стороной и промышленные гиганты региона. В списке предприятий, объявленных несостоятельными и готовящихся к процедуре банкротства, оказались десятки организаций. Среди них — швейная фабрика АО «Большевичка», которая, пройдя через тяжелейшие времена, смогла возродиться и стать сегодня главным поставщиком униформы для силовых ведомств. В этом же списке находилась и «Костанайская распределительная электрическая компания» (КРЭК), чье банкротство положило начало череде реорганизаций в энергетическом секторе региона, которая продолжается и по сей день. Под удар попала и птицефабрика «Комсомольская», на базе которой позже выросли известные сегодня бренды.
Проблемы города не ограничивались экономикой. Уже тогда остро стоял экологический вопрос. В материале «Свалка… Пора «сваливать»!» журналисты били тревогу по поводу состояния полигона ТБО, действующего с 1960 года. «Свалка практически вплотную подошла к жилым массивам, отсутствует санитарно-защитная зона, нет ограждений, мусор нередко сжигают прямо на месте, и дым доходит до города», — цитировало издание главного санврача Костаная А. Е. Кусаева. За прошедшие годы площадь полигона только увеличилась, подтверждая, что корни многих сегодняшних проблем уходят в прошлое.
Повседневная жизнь костанайцев также была полна контрастов. В то время как одни размышляли о философии бытия в переполненном городском транспорте, другие считали каждую копейку. Курс доллара составлял 78 тенге, а российского рубля — почти 13. Объявления о продаже поражают воображение современного человека: всего за 9000 долларов можно было приобрести целый комплект для зажиточной жизни — трехкомнатную квартиру, автомобиль ГАЗ-24, гараж и дачу на 10 сотках.
Таким предстает Костанай июля 1998 года — город, столкнувшийся с жесточайшими вызовами, но не сломленный ими. Эти газетные страницы, которых не найти в интернете, хранят бесценную память о стойкости людей и сложном пути, пройденном регионом. Это живая история, которая продолжает учить и напоминать о том, как важно ценить достигнутое.