В тыловом городе развернулись крупные производства, сыгравшие важную роль в обеспечении фронта
Одним из них стал завод № 507 (Клинский комбинат вискозного волокна), где изготавливали порох – стратегически важный элемент для оборонной промышленности.
Как создавалось это предприятие, с какими трудностями столкнулись эвакуированные рабочие и что осталось от него сегодня – читайте в нашем материале.
ЗАВОДЫ НА КОЛЕСАХ
В годы Великой Отечественной войны Кустанай находился в глубоком тылу, но его вклад в победу над фашизмом огромен. Все подчинялось единой цели – все для фронта, все для победы.
Первые годы войны город был местом эвакуации предприятий из центра и юга СССР. Фактически на 1 января 1941 года сюда было вывезено несколько предприятий: швейная фабрика «Большевичка», обувная фабрика из Симферополя (впоследствии «Алпамыс»), мелькомбинат «Завод №222», завод №507, два кожзавода, радиостанция и московская перчаточная фабрика. Последняя в Кустанай так и не прибыла. Согласно документам, часть оборудования фабрики была собрана в вагоны и отправлена, однако до пункта назначения она так и не дошла.
Предприятия прибывали не по графику, часто с большим опозданием, оборудование было неукомплектованным, поэтому монтировать приходилось по частям, что замедляло строительство.
– В первые годы войны на территории Казахстана и Кустанайской области организована своеобразная система управления промышленностью. Были созданы предприятия союзного и республиканского подчинения. Предприятия союзного значения управлялись из Москвы. А территориальные вопросы решались внутри области, – рассказывает заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения учета и хранения фондов областного историко-краеведческого музея Дамели Азирханова.
К таким предприятиям относился и завод №507. Прибыл он к нам по решению Совета эвакуации 3 декабря 1941 года из городов Клина и Каменска.
– Местом расположения стали здания управления НКВД и Кустанайского государственного учительского института. Сейчас там находится гуманитарный колледж (проспект Аль-Фараби, 109). Размещение, конечно, велось очень сложно. Но уже к концу 1942 года предприятие стало выпускать боеприпасы и искусственный шелк, – отмечает Дамели Тюлегеновна.
ОБЪЕКТ ПОД ЦИФРОЙ…
К сожалению, данных о нем и том, как же проходила работа, осталось мало. В областном историко-краеведческом музее мы нашли ксерокопии документа от 12 декабря 1941 года, где говорится о размещении, монтаже и вводе в действие эвакуированных предприятий, а также выполнении военных заказов. Сотрудники музея помогли найти несколько фотографий работников, грамоты и некоторые архивные документы. Как так вышло, что весь объем информации о заводе, где трудились сотни людей, уместился в нескольких бумажных конвертах?
Одна из главных причин, почему так мало информации, – предприятие являлось эвакуированным военным объектом, плюс его название.
Почему именно 507? Дело в том, что цифры в названии неслучайны. В середине 1920-х годов в СССР начали засекречивать оборонные заводы, скрывая их истинное назначение и местоположение. Первые 30 предприятий получили номерные обозначения еще в 1927 году. Система просуществовала до 1960-х годов, что привело к тому, что в стране появились сотни заводов, обозначенных только цифрами.
По идее, каждому предприятию должен был присваиваться уникальный номер. Однако на практике одно и то же число получили разные предприятия. Так вышло и с 507-м – под этим кодом значились Венюковский механический завод, Московский шинный завод и Клинский комбинат вискозного волокна. Последний и был эвакуирован в Кустанайскую область в самом начале войны.
Из книги «Кустанайская область в годы Великой Отечественной войны: Единство фронта и тыла»: «С 3 по 12 декабря в Кустанай прибыло 130 вагонов с оборудованием, 55 специалистов – инженеров, техников и монтажников, а также 70 бойцов военизированной пожарной охраны. Заводу предстояло в кратчайшие сроки наладить производство стратегически важного сырья для фронта».
Строительство завода № 507 шло в экстремальных условиях – не хватало стройматериалов, рабочих и инженеров. Для ускорения мобилизовали 1750 человек, сосредоточили весь имеющийся кирпич, лес и инструменты. Область выделила заводу водопроводные трубы, огнеупорный кирпич, асфальт и проволоку для электродов. Чтобы обеспечить бесперебойное электроснабжение, горэлектростанция с 20 октября 1942 года перешла на 11-часовой рабочий день. А грузы, согласно приказам райисполкома, перевозили на тележках, запряженных быками.
Из сохранившихся документов следует, что для размещения ТЭЦ заводу планировали передать простаивающее железнодорожное депо на станции Кустанай. С вводом в строй паротурбины на 4000 кВт электроэнергией обеспечили не только завод № 507, но и предприятия города, включая эвакуированные производства, а также городское освещение.
В архиве историко-краеведческого музея имеется почетная грамота на имя плотника завода Байсары Альжанова. Это говорит о том, что помимо эвакуированных работников, на предприятии трудились и костанайцы. Альжанов, вероятно, был одним из учеников фабрично-заводского училища при заводе. Обучение проходили 250 подростков: утром занятия, после обеда – работа на стройке, большинству из них было 14-16 лет.
– В годы войны производство пороха стало стратегически важным, особенно с учетом того, что, согласно различным источникам, СССР выпускал его в разы меньше, чем фашистская Германия. Силы были неравны, поэтому наращивать мощности приходилось в кратчайшие сроки, – писал в 1964 году председатель облисполкома Д. Керимбаев.
В июле 1943 года завод выпустил первую партию пороха. Вагоны отправили в Челябинск, где производили патроны для фронта.
ОТЗВУКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
В 1944 году предприятие заняло третье место во Всесоюзном соревновании по отрасли за досрочное выполнение плана.
Когда война завершилась, возвращать предприятие домой не стали, на его базе организовали завод химволокна, где работали в основном местные жители. Просуществовал он до середины 90-х годов.
Все это время ТЭЦ, построенная для нужд завода №507, обслуживала не только само предприятие, но и некоторые части города. К концу войны мощность станции достигла 10 МВт.
В мае 1962 года для централизованного теплоснабжения Кустаная решили расширить главный корпус ТЭЦ, установив новые водогрейные котлы. Для этого снесли дома на ул. Летунова. В 1964 году началась реконструкция, котлы перевели на мазут, а позже — на газ. В 1967 году ТЭЦ начала отапливать центр города, а в 70-х создали предприятие по обслуживанию тепловых сетей.
Нынешняя ТЭЦ по проспекту Аль-Фараби является потомком того самого здания, построенного в 40-х годах.
Интересно, что большая часть эвакуированных в Кустанайскую область из зоны военных действий предприятий частично сохранила прежний вид. Так, фабрика «Большевичка» продолжает свою работу спустя более 80 лет после первого запуска. К сожалению, сам завод №507 остался только на фото в архиве и музейных стендах. Его основные цеха размещались на территории нынешней ТЭЦ, гуманитарного колледжа и рынка «Беркут».
В областном музее отметили, что предприятия, как правило, редко идут на контакт, когда исследователи отправляют им запросы с целью узнать факты из истории зданий и поиска документов.
– Все части старого строения закопаны на глубине полутора метров, поэтому увидеть их не получится, – сообщили корреспонденту «НК» в пресс-службе КТЭК.
История Костаная времен ВОВ до сих пор хранит множество пробелов. Засекреченность предприятий, сжатые сроки работы и неумолимое время стерли многие детали. Однако даже обрывочные сведения позволяют понять, какую важную роль сыграл город в годы войны, обеспечивая фронт необходимой продукцией.
Александра ГОЛОВКО,
фото Абиля ДОЩАНОВА