Ветерану Афганской войны, бывшему инспектору ГАИ, а ныне сотруднику редакции газеты «Наш Костанай» Абену Ахмеджановичу 65 лет. Прожитые дни вместили многое. В его голосе нет пафоса, но каждое слово — уважение к памяти, людям и своей стране.
В ГОДЫ СЛУЖБЫ
– Абен Ахметжанович, как вы оказались в Афганистане?
– В 18 лет ушел служить в Советскую армию на два года. Призывался в Чехословакию, перед этим нас переодевали в Киргизии (Кыргызстан – прим. ред.). У меня на второй день поднялось давление, я даже обрадовался, что за границу не попал. А в декабре 1979-го наш полк подняли и отправили в Афганистан. Это был первый призыв. И вот мы, которым по 18-20 лет, оказались на войне. В таких условиях быстро превращаешься во взрослого человека.
– Какой была эта жизнь?
– О войне не принято говорить, там каждый день, если выжил, то уже хорошо. После теплой страны мы оказались в горах на Памире, в холоде. Такой перепад температуры повлиял на здоровье, 90% ребят переболели. Я служил в медсанчасти, возил «Груз 200», «Груз 300». Среди служащих было много земляков, не то, что с Казахстана, а именно из Кустаная. Но мы были одним народом.
– Поделитесь, пожалуйста, ярким событием из того времени.
– 22 февраля запомнилось хорошо. Был у нас командир полка Кудлай, сейчас ему уже 80 с лишним лет. В ущелье его ранили в ногу. И вот перед обедом: «Казах, иди сюда!» Меня так в полку называли. Нужно было срочно ехать. Я машину выгнал, командира загрузили, говорят: «Вези его в Союз». А это 2,5 тысячи километров по горам. Привез. Ему операцию сделали удачно, он выжил. Разговариваем, поздравляем друг друга уже 23 февраля, я ему рассказываю, что привез его сюда и теперь он мне должен. А он не помнит, говорит: «Ничего я тебе не должен» (смеется).
– Сложно было адаптироваться к мирной жизни после возвращения?
– Первое время трудно пришлось, в Афгане все было по команде, поэтому нужно было переключаться. Где-то за полгода переболел, потом пошел дальше, но ушел недалеко. У меня была цель еще до армии работать в ГАИ. Но сразу не получилось, только в 1981-м устроился в дорожную патрульную службу госавтоинспекции. Там 25 лет и трудился.
ВЫБОР КАЖДОГО
– После стольких лет госслужбы какие выводы вы сделали?
– Я еще ребенком был, когда мой дед сказал: «Кем хочешь стать, туда и иди, ни на кого не смотри». Как в ГАИ устроился, отец настаивал, чтобы я выше по званию шел, а дед ругался: «Пусть работает там, где хочет». Об этом я и детям говорю, чтобы ни на кого не смотрели, если судьба, то все будет.
– Сложно уходили с должности после стольких лет работы?
– Чего жалеть? Долг родине отдал. Службу завершил красиво. 1 декабря у меня день рождения, а 30 ноября 2004 года приезжал Назарбаев, я был первой машиной в кортеже. Это было мое последнее сопровождение. Когда узнали, что ухожу на пенсию, то даже с самолета по рации поздравляли, кричали: «С днем рождения! Ты уже пенсионер!» Так что есть, чем гордиться. После подписали приказ, так и ушел на вольные хлеба.
В Афганистане и на службе на многое насмотрелся, поэтому хотелось хорошего и радостного общения с людьми. Да и не мог просто на пенсии сидеть, ведь общение жизнь продлевает. Решили открыть свадебное агентство. Я сам оптимист. Хочу, чтобы было веселье, а грусти вообще не хочу, ее я уже видел, больше не надо. Поэтому свадьбами занялись, тогда и спрос был большой, кортежи возили. Работали много. Бывало, выходной в неделю один всего выпадал, но жаловаться нечего – все шло хорошо.
Я даже в редакцию пришел, чтобы с людьми общение поддерживать, мне это всегда интересно.
– Что вы считаете самым сильным человеческим поступком в своей жизни?
– Ничего яркого и не вспомнишь, разные моменты были. С детства так воспитывали, что нужно помогать друг другу, старших уважать. Я когда в ГАИ работал, бывало, в год 5-6 раз находили машины в снегу на трассах. Останавливались, иначе бы люди погибли, мороз такой стоял на улице. Интернета тогда не было, телефоны не у всех, помощь бы не вызвали, просто стояли в снегу и ждали. Это долг наш был им помочь. Как-то едем, машину в розыске ищем, видим в снегу машина: маму с детьми спасли. Так они выбежали, ноги нам обняли. Бывало, автобус с детьми сопровождали, тут пьяный выехал навстречу, мы закрыли, на себя удар взяли. А как по-другому?
– Что, по-вашему, самое главное в жизни?
– Здоровье. Если оно есть, все остальное будет. В 2021 году я переболел коронавирусом. Двухсторонняя пневмония. Лежал 28 дней, ходить не мог, на коляске ездил. И вот тогда понял, что не надо мне ни машины, ни дачи, ни гаража, ничего не надо. Только здоровья, чтобы я с детьми был. Оказывается, важнее для меня ничего нет. Поэтому всегда говорю, дай бог человеку здоровья, а остального он сам добьется.
А вообще я верю в судьбу: больше, чем дано, ты не проживешь. Помню, еще работал, стояли мы на перекрестке Алтынсарина-Тарана, напротив остановка. Там встал автобус, а рядом машина остановилась. Так автобус слегка толкнул ее и сигналит, чтобы уезжал. Водитель не выходит. Мы смекнули, что что-то случилось. Смотрим, а у мужчины за рулем от легкого удара травма – шейный позвонок сломал. А там касание-то легкое было. Вот такое бывает. А случалось, что КамАЗ в огне весь пылает, вытаскиваем оттуда парня, он без царапин, даже не понял, что произошло. Спрашивает: «А где моя машина?»
Вы думаете все живут одинаково? Нет, каждому суждено свое, это я с годами понял. Бывает, жалуюсь, а потом сам себя ругаю за это. Ты жив и здоров, и близкие твои здоровы – это самое главное.
ПАТРИОТИЗМ И ВОСПИТАНИЕ
– Как вы относитесь к тому, что раньше молодежь охотно шла армию, а сейчас все чаще стараются «откосить»?
– Это все от воспитания зависит. В мое время стыдно было не служить. Сейчас матери боятся за сыновей. К тому же раньше ничего за двери не выносили, солдаты возвращались и не рассказывали, как там в первый год портянки стирали или полы мыли. А сейчас об этом начали говорить, как в армии солдаты живут, в Интернете много читают. Какая мать, насмотревшись этого, захочет для своего ребенка такой судьбы? Когда сына в армию отправляют, мама уже думает, что случится беда.
А служить все должны. Кто родину будет защищать? Другой дядька не придет, не поможет, нужно самим. Долг и честь отдать должен каждый. До 18 лет он ходит, гуляет, все хорошо у него, потому что его охраняют. А как время придет, то и ему нужно на службу поступить.
– А ваш сын служил в армии?
– Конечно, но близко к дому, в Аманкарагае. Жена рада была, сын рядом, раз в две недели к нему ездила. Я до сих пор смеюсь, говорю: «Служил с мамиными пирожками». И внуки будут служить. Это ведь долг, кто нас будет защищать?
– Как вы считаете, что отличает обычного солдата от защитника?
– Здесь все просто, если парня призывают в армию, то хочет он или нет, служить пойдет, это его долг. Он просто солдат. А есть и те, кто идет сам. Говорят, что патриотов в стране нет, я не согласен. Сколько мальчишек идут по контракту или после срочной службы остаются! И они ведь не ради денег это делают, ни ради должностей. Таких парней хватает, это настоящие защитники. Они рискуют и знают на что идут.
– Празднуете ли вы дома 7 мая – День защитника Отечества? Или предпочитаете по традиции отмечать 23 февраля?
– Для меня оба этих дня – праздники. Я сам служил в Советской армии, поэтому 23 февраля меня тоже поздравляют. У меня сын служил уже в казахстанской армии, поэтому 7 мая больше его праздник. Но и меня поздравляют. Это День защитника Отечества, а я военный. Я так считаю, если ребята служили, их нужно поздравлять. Они являются защитниками, это же не День мальчиков, а именно День защитника Отечества, уже по-другому звучит, гордо как-то.
Мы каждый год 7 мая отмечаем. Жена и дочери стол накрывают, потом угощение к сыну домой несут, чтобы его поздравить.
У меня самого праздников много: День милиции, я отмечаю и советский и казахстанский, День дорожной полиции тоже дважды отмечаю, еще Дни ввода и вывода войск в Афганистан, День Победы, 23 февраля и 7 мая. Все для меня значимы, детям и внукам тоже эту память прививаю. Это важно.
ДОСЬЕ
Абен Ахмеджанович Абдуллин прожил в Костанае большую часть своей жизни. В 1979 году оказался в первом призыве советских солдат, отправленных на войну в Афганистан. После завершения службы вернулся на родину. С 1981 по 2004 годы работал в ГАИ, сопровождал кортежи Горбачева и Назарбаева.
После выхода на пенсию вместе с братом открыл агентство по организации свадеб.
Женат, в прошлом году отпраздновали с супругой рубиновую свадьбу. Трое детей и десять внуков.
В 2024 году устроился водителем в редакцию газеты «Наш Костанай».
Александра ГОЛОВКО,
фото
Абиля ДОЩАНОВА