Наш герой увлекся этим делом задолго до того, как впервые поднялся в небо.
В школьные годы он вытачивал из подручных материалов маленькие корабли и парусники. Потом планеры, которые, по его словам, «даже летали».
С тех пор прошло больше полувека. Вячеслав отучился в летном училище, сам управлял самолетами, а на пенсии даже ездил их ремонтировать. Но в его доме и сейчас, как и много лет назад, на полках стоят аккуратно собранные модели. Каждая с историей.
– Первая была маленькая такая, Ту-134, – вспоминает наш герой. – Из плексигласа выточил своими руками.
Моделирование прочно вошло в жизнь Вячеслава Петровича не как увлечение для галочки, а как способ говорить с миром о себе. Он помнит, как впервые увидел в магазине наборы из ГДР: аккуратные рамки с деталями, серебрянка, клей. Все это тогда казалось настоящим сокровищем.
– Сначала я собирал все подряд, – рассказывает мужчина. – Но потом понял, что невозможно охватить все. Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». И решил – буду собирать только советские и немецкие истребители. Серийные. Сейчас их больше сотни. Некоторые модели редкие, уникальные.
Коллекция нашего собеседника – это не просто аккуратно выстроенные ряды самолетов. Это музей, в котором каждая модель оживает благодаря его рассказам. Мастер знает, на каком авиатранспорте летал отец друга и почему он начал собирать именно бомбардировщики. Вячеслав может объяснить, почему компрессор от холодильника подходит для аэрографа и как в советских условиях заменяли дорогие инструменты простыми подручными средствами.
– Я сначала кисточками красил, потом – зубографом, это такой пузырек с трубочкой, дуешь – и краска выходит. А потом уже аэрограф купил, компрессор к нему сам собрал – с ручкой, переносной. Мужики в мастерской удивились, – поясняет любитель.
Его подход к делу – почти инженерный. Он рассказывает, как смешивал нитрокраски, создавая нужные оттенки, как промывал шприцы и как перебирал детали, подгоняя каждую под идеальную посадку. Но при всей технической точности, это все же работа сердца.
– Главный мой оценщик – жена Юлечка, – говорит он тихо. – Умерла. С ней ушло и желание собирать. Кто теперь скажет, что я все правильно сделал? Кто похвалит, кто подметит: «А вот это можно было бы по-другому?»
Вячеслав не планирует пополнять коллекцию. Сейчас она – память. Память о тех, кто был рядом, о детстве, о небе. И в то же время – это дар. Его модели выставляли в музее, драмтеатре, городе Рудном.
– Я туда сам отвозил несколько моделей, – скромно замечает Вячеслав Петрович.
Но для него это все не про амбиции и признание. Это – про душу.
– Не каждое хобби идет из работы, – считает Исаев. – Мой друг моделист, работает в театре. А другой – вообще бизнесмен. Думаю, хобби – это для души. Чтобы отвлечься. А не для того, чтобы продолжать в нем свою работу.
Собрать очередную модель самолета когда-то стало для Вячеслава Исаева делом жизни. Не профессией, не средством заработка, а тихим, кропотливым занятием, через которое можно услышать эхо прошлого и почувствовать, как в ладони ложится крыло давней мечты.
Регина ХАБИБУЛИНА, фото предоставлено героем материала