Два высоких карагача у остановки «Сазда», судьба которых вызвала широкий общественный резонанс, были спилены. Несмотря на многочисленные просьбы горожан сохранить деревья, на их месте в рамках проекта реконструкции уже пересажена взрослая береза. Этот шаг стал финалом дискуссии, развернувшейся вокруг благоустройства городской территории.
Вырубка деревьев стала частью масштабного проекта по обновлению сквера «Сазды» и прилегающей к нему автобусной остановки. Инициатор проекта, урбанист Султан Асанов, ранее заявлял о готовности прислушаться к мнению жителей. После публикации в газете «Диапазон» в социальных сетях появились сотни комментариев, авторы которых в подавляющем большинстве выступали против уничтожения многолетних карагачей и пересадки на их место другого взрослого дерева.
Экоактивисты выразили обеспокоенность не только игнорированием общественного мнения, но и законностью проведенных работ. «Мы надеялись, что наше мнение примут во внимание, но деревья исчезли, — комментирует ситуацию экоактивист Евгений Лазарчук. — Сделали запрос в отдел ЖКХ и, насколько мы поняли, разрешения на вырубку ведомство не выдавало. По правилам, даже для гнилых деревьев требуется согласование и обязательная компенсационная посадка в соотношении один к десяти. Если же разрешение отсутствовало, то компенсация возрастает до пятидесяти саженцев за каждое срубленное дерево».
В городском акимате подтвердили, что застройщик не обращался в отдел ЖКХ за официальным разрешением на спил. «Руководитель компании Султан Асанов объяснил свои действия тем, что карагачи были больны, гнили изнутри и являлись аварийными, приложив подтверждающие фотографии», — сообщила пресс-секретарь акима города Айгуль Байменова. По ее словам, имеется соответствующее заключение специалистов.
Предприниматель, взявший на себя обязательства по созданию современной городской среды, утверждает, что действовал в интересах безопасности. Он также заверил, что взамен спиленных аварийных карагачей в обновленном сквере будут высажены другие виды деревьев в качестве компенсации. Тем временем на месте, где еще недавно росли два могучих дерева, теперь приживается береза, а вопрос о соразмерности компенсации и соблюдении всех процедур остается открытым.