Павлодарский железнодорожный мост, отметивший свой юбилей, является не просто частью городского пейзажа, а живым памятником целой эпохи. За каждой его бетонной опорой и металлической фермой стоит драматичная история труда и стойкости тысяч людей, создавших в тяжелейшие годы объект государственной важности, который служит региону и по сей день.
Решение о возведении переправы через Иртыш было принято в преддверии Великой Отечественной войны. В служебных документах будущий мост проходил под кодовым названием «Строительство №102». Руководство СССР, обладая стратегическим видением, осознавало необходимость создания мощной промышленной и транспортной инфраструктуры в глубоком тылу. Уже в мае 1941 года в Павлодар начали прибывать мостостроители со всего Союза, однако начавшаяся война заморозила проект, и мотопоезд №419 был отозван. Но от идеи не отказались, и в 1943 году строительство возобновилось с новой силой.
В возведении моста участвовали как квалифицированные специалисты, так и трудармейцы — эвакуированные рабочие и ссыльные немцы Поволжья. Их массовая депортация в Казахстан стала трагической страницей истории, но даже в нечеловеческих условиях люди работали на совесть. Многие из них получали звания ударников труда, что свидетельствует об их неоценимом вкладе в общую победу и развитие страны.
По данным областного архива, работы начались с одного из самых сложных этапов — подводных кессонных работ. Особую роль в этом сыграл ссыльный немец Юлий Венский. Выпускник Гамбургского университета, до революции работавший на судоремонтных предприятиях и занимавший пост главного конструктора по строительству советского торгового флота, он был осужден по политической статье. Отбыв десять лет в заключении, Венского сослали в Павлодар, где его уникальные инженерные знания и владение шестью иностранными языками оказались незаменимы при проведении подводных работ и переводе технической документации.
Торжественное открытие 670-метрового моста состоялось 11 июня 1949 года. В церемонии приняли участие генерал-директор пути и строительства III ранга Прокопий Тесленко и начальник мостопоезда Дмитрий Вязгин. Они первыми проехали по новому сооружению в будке паровоза. Сразу после этого для испытания прочности конструкции по мосту на высокой скорости пустили тяжело груженые поезда — построенный на совесть, он с честью выдержал все нагрузки.
Буквально через несколько дней, 19 июня 1949 года, железнодорожное полотно было доведено до Экибастуза. Этот момент стал поворотным в истории региона: станция Павлодар перестала быть тупиковой, получив прямой выход к богатейшим угольным месторождениям и прочно связав область с остальной страной.
Сегодня железнодорожный мост остается важнейшим стратегическим объектом, который находится под круглосуточной охраной военизированных подразделений. Доступ на него строго ограничен даже для железнодорожников и требует специального разрешения. Это напоминание о том, что безопасность ключевых транспортных артерий — вопрос государственной важности.
Спустя почти 80 лет павлодарский мост продолжает исправно выполнять свою функцию. В его бетоне и металле навсегда застыла история людей, чей самоотверженный труд стал прочным фундаментом для развития и процветания не только Павлодарской области, но и всего Казахстана.