В ночь на 29 июля жители Актобе вновь столкнулись с уже знакомой проблемой – едким неприятным запахом, окутавшим несколько районов города. Массовые жалобы поступали из 8 микрорайона, а также с улиц в районе Есет батыра и жилого массива Шанхай, заставляя горожан с тревогой задаваться вопросом об эффективности мер по очистке воздуха.
«Рано утром был опять запах сероводорода, – делится переживаниями жительница города Марина. – Хотелось бы знать, а тот знаменитый катализатор добавляют в канализацию? Или может быть перестали?». Подобные вопросы отражают общее беспокойство актюбинцев, регулярно страдающих от зловония.
В региональном Департаменте экологии на жалобы отреагировали, сообщив о проведенных замерах. Заместитель руководителя ведомства Талап Уснадин пояснил, что специалисты выезжали на место, однако их приборы не выявили превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ. По его словам, источником запаха, предположительно, являются канализационно-очистные сооружения (КОС), и хотя устройства ГАНК-4 и Series 500 показывают наличие сероводорода, его уровень остается в пределах нормы.
Расхождение между ощущениями горожан и официальными данными экологи объясняют спецификой работы систем мониторинга. По словам Уснадина, автоматизированные посты «Казгидромет» могут уловить и зафиксировать разовое нарушение, которое отображается в приложениях, но к моменту прибытия инспекторов с мобильной лабораторией концентрация вредных веществ в воздухе успевает рассеяться.
В городском акимате также подтвердили, что работа по снижению неприятного запаха ведется. В частности, продолжается применение специального реагента-катализатора Ecomic PRO-B, предназначенного для нейтрализации испарений от КОС.
Однако заверения властей вступают в противоречие с данными независимого мониторинга. Согласно показаниям популярного приложения AirKz, утром 29 июля в 7:00 в воздухе было зафиксировано превышение ПДК по сероводороду в 1,7 раза. Этот факт ставит под сомнение официальные отчеты и усиливает беспокойство жителей, которые вынуждены полагаться на данные общедоступных сервисов, а не на замеры уполномоченных органов.