Костанай становится доступнее для людей с ограниченными возможностями, но часто лишь формально. Пандусы и кнопки вызова появляются у входов в госучреждения, однако старые здания и непродуманные детали по-прежнему создают серьезные барьеры. Чтобы выяснить, где человек на коляске может получить услугу без препятствий, а где до сих пор приходится искать обходные пути, был проведен рейд по городу вместе с блогером и советником акима по вопросам инклюзии Никитой Журавлевым.
Проблема неполной доступности, как оказалось, актуальна даже на самом высоком уровне. Никита Журавлев поделился недавним опытом посещения Мажилиса в Астане. «На входе есть пандус, заехать можно, и он вполне удобный, – рассказал активист. – Лифты широкие, коляска входит без проблем. Санузлы адаптированы. Есть, конечно, нюансы, но некритичные». Одним из таких нюансов оказался слишком крутой внутренний пандус, подняться по которому самостоятельно практически невозможно. И это в здании, где работают депутаты, передвигающиеся на колясках, что делает вопрос полной безбарьерной среды еще более острым.
Рейд по Костанаю начался с центра города, куда Никита прибыл на обычном городском автобусе №24. Первой точкой стал Центр обслуживания населения, который недавно вернулся в свое историческое здание по улице Тәуелсіздік, 114. Путь к нему позволил оценить и качество недавнего благоустройства. «В целом неплохо, однозначно лучше, чем было, – оценил Никита новую брусчатку. – Но огрехи есть: на пересечении с улицей Козыбаева заметен сильный перепад между брусчаткой и асфальтом. Не каждая коляска тут проедет». Само здание ЦОНа, несмотря на статус памятника архитектуры, встретило пологим пандусом и кнопкой вызова. Внутри – низкие пороги, а на первом этаже можно получить все основные услуги. Однако попасть на второй этаж невозможно – в старинной постройке отсутствует лифт.
Следующим пунктом стал городской акимат. На первый взгляд, здесь все в порядке – у входа установлен удобный пандус. Но сразу за ним обнаружилась типичная проблема многих зданий: узкий тамбур с двумя дверями. Человеку на коляске здесь не развернуться без посторонней помощи. На этот раз выручил охранник, придержавший вторую дверь. Внутри на лестницу уложены специальные планки–пандусы, а на первом этаже есть оборудованный санузел. Но верхние этажи снова оказались недоступны из-за отсутствия лифта. Заглянув по пути в отдел ЖКХ, Никита отметил позитивные изменения: «Он стал еще удобнее. Два года назад я здесь был, тогда тоже было комфортно попасть сюда». Областной акимат, по словам активиста, оборудован лучше – там есть лифты, а высокие пороги, на которые он жаловался ранее, были устранены.
Весьма показательной стала поездка к зданиям отделов социальной защиты на улице Касымханова. «Здесь никогда особых проблем не было. Разве что с парковкой возникают неудобства», – отметил Никита. Сами учреждения действительно оказались образцово доступными: грамотные пандусы, широкие двери и вежливый персонал. Однако путь сюда вскрыл другую проблему – недоступность самих улиц. После комфортного проспекта Аль-Фараби на улице Касымханова начались резкие спуски и уклоны, из-за которых Никите пришлось большую часть пути ехать по проезжей части.
Наглядным примером формального подхода к инклюзии стал визит в ТРЦ MART. Проблема, о которой Никита говорит в своем блоге уже три года, так и не решена. «Специализированный туалет расположен на третьем этаже. Но он всегда закрыт, а ключ хранится у администратора на первом, – объясняет активист. – Но главная беда в другом: поручни у унитаза установлены так близко друг к другу, что коляска просто не может между ними заехать. Я писал об этом еще в 2022 году». Проверка показала, что ничего не изменилось. После ожидания ключа стало ясно – коляска по-прежнему не проходит. В администрации центра о проблеме знают и ссылаются на перенос ремонта на следующий год.
Рейд по Костанаю продемонстрировал, что город движется в сторону безбарьерной среды, но путь этот полон недочетов. Старинная архитектура ставит объективные преграды в виде отсутствия лифтов, а в новых проектах часто не хватает внимания к деталям, которое сводит на нет все усилия. Как подчеркивает Никита Журавлев, только постоянный диалог с людьми с инвалидностью поможет исправить ошибки и сделать так, чтобы пандусы и поручни перестали быть формальностью, а стали реальным элементом комфортной городской среды для всех без исключения.