Продолжающееся на протяжении четверти века обмеление Каспийского моря перерастает в серьезную экономическую проблему для прикаспийских государств, и особенно остро это ощущается в Казахстане. Падение уровня воды в северной, более мелководной части водоема, создает критические препятствия для судоходства, напрямую угрожая работе ключевых портов страны – Актау и Курык.
Ситуация в казахстанских портах уже достигла тревожных показателей. Порядка двух лет назад глубина в их акваториях и на подходных каналах упала до 4,9 метра при норме в 6,11 метра. Это привело к тому, что суда вынуждены загружаться менее чем на 75% от своей полной грузоподъемности. К примеру, танкеры, рассчитанные на 12 тысяч тонн нефти, принимают на борт не более 10 тысяч тонн, а сухогрузы теряют 300–400 тонн на каждом рейсе. По оценкам правительства, для проведения необходимых дноуглубительных работ потребуется около 40 миллиардов тенге. Как отметил министр транспорта Казахстана Нурлан Сауранбаев, устранение всех «узких» мест на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) потребует инвестиций в размере 18 миллиардов долларов.
С 1996 года Каспий потерял 2,3 метра глубины, а его водная гладь сократилась на более чем 23 тысячи квадратных километров. Основными причинами эксперты называют изменение климата, которое приводит к повышению температуры воды и ускоренному испарению, а также снижение стока питающих море рек. Ключевую роль играет антропогенный фактор: зарегулированность Волги, обеспечивающей до 85% притока воды, каскадом водохранилищ и чрезмерный забор воды для хозяйственных нужд из Волги, Урала и Куры. По прогнозам главы «Росгидромета» Игоря Шумакова, падение уровня моря будет продолжаться «как минимум еще 3–5 лет».
По словам доктора географических наук Амира Алиева, Каспийское море переживало и раньше цикличные колебания. С 1978 по 1995 год наблюдался подъем уровня воды на 2,5 метра, приводивший к затоплению прибрежных зон. Однако некоторые специалисты предупреждают, что нынешняя ситуация беспрецедентна. Сооснователь движения Save the Caspian Sea Вадим Ни считает, что надежды на очередную «цикличность» ошибочны, и прогнозирует наступление критической ситуации для экосистемы Каспия уже к середине этого столетия. Примечательно, что, по данным последних наблюдений, темпы обмеления немного замедлились: с 25–30 до 15–17 сантиметров в год.
Прикаспийские государства ищут пути решения проблемы. На недавней конференции ООН была подчеркнута необходимость более тесной координации и выработки общих стандартов для изучения процессов в Каспии. Параллельно реализуются и конкретные проекты. Россия ведет дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале. В свою очередь, Казахстан планирует довести глубину в портах Актау и Курык до 7,7 метра, чтобы восстановить полную загрузку судов. Кроме того, «КазМунайГаз» совместно с российской компанией Lukoil построит новый судоходный канал для разработки месторождений «Каламкас-море» и «Хазар», что также является ответом на вызовы обмеления.