История этой театральной династии измеряется не десятилетиями, а тысячами восторженных детских улыбок. Для Любови Шестаковой путь в мир кукол начался еще в детстве, в большом доме у озера в тогда еще поселке Затобольск. Маленькая Люба собирала местную ребятню и показывала представления с участием сшитых ею кукол, открывая для себя и зрителей магию театра.
Профессиональное служение искусству началось годы спустя. Успев поработать учителем, Любовь Сергеевна пришла в местный дом пионеров, где в кабинете директора обнаружила пылившуюся коробку с куклами-петрушками. Этот бесхозный инвентарь получил новую жизнь, а сама Любовь Шестакова, вскоре возглавив дом пионеров, не оставила своих маленьких воспитанников и кукольный театр. Некоторые из тех сценариев позже легли в основу спектаклей уже профессиональной сцены.
После десятилетия на посту руководителя отдела культуры Костанайского района, где под ее началом был построен ДК «Золотой колос», предложение возглавить областной театр кукол стало настоящей отдушиной. В 1987 году Любовь Сергеевна пришла в этот особенный мир на улице Толстого, до этого ни разу не переступив его порог из-за колоссальной загруженности. «Пришла в театр, и голова закружилась! – вспоминает она. – Посмотрела спектакль – так хорошо стало, душа откликнулась».
На курсах повышения квалификации в Москве она услышала слова Роксаны Сац, дочери «матери детских театров мира» Натальи Сац, которые стали ее профессиональным кредо: «Если ребенок до пяти лет не принимает витамин N – нравственность, то вырастет оболтусом или хулиганом». Любовь Шестакова уверена, что именно герои спектаклей разговаривают с малышами на понятном им языке и своевременно дают этот важный «витамин».
Вместе с коллективом она провела театр через тяжелейшие 90-е годы, когда выживали как могли: за выступления на птицефабрике расплачивались яйцами, а в магазине «Океан» – консервами. Но в театре всегда было тепло, в прямом и переносном смысле. Дети, переступая порог, попадали в собственную маленькую вселенную с миниатюрной сценой, крошечными раковинами и удивительными деревянными фигурками в фойе. Тем больнее было пережить известие о закрытии театра и его объединении с драматическим. Любовь Сергеевна до сих пор убеждена, что театр можно было сохранить, а нехватка денег была лишь предлогом.
Судьба распорядилась иронично. После закрытия театра Любовь Шестакова возглавила ДК «Юность» и добилась капитального ремонта здания бывшего ДК железнодорожников. Именно это здание в 2012 году стало новым домом для возрожденного театра кукол. К тому времени сама она уже посвятила себя профсоюзной деятельности, применяя свою энергию для защиты прав работников культуры.
Сегодня дело Любови Шестаковой продолжает ее дочь Александра Кравцова, главный художник областного театра кукол. Несмотря на кажущееся затишье перед началом сезона в октябре, работа кипит: труппа готовится к международному фестивалю Kostanay Puppet life и поездке на другой фестиваль в Актау. «Сезон откроется постановкой Нелли Жуламановой на тему основ безопасности жизнедеятельности. На сцене оживет бытовая техника: газовая плита, микроволновка…», – с улыбкой делится планами Александра.
Выросшая за кулисами, она чувствовала себя в театре как дома. После учебы и работы в разных творческих сферах – от визажиста до оформителя – она вернулась в родные стены. Поворотным моментом стала премьера спектакля «Ястребок». «Смотрела не как зритель, а подмечала нюансы: тут бы сделала так, а здесь бы вот так», – рассказывает Александра. После этого разговора художественный руководитель Геннадий Иванов пригласил ее на работу.
Как главный художник, она отвечает за рождение кукол. Процесс начинается с эскиза и заканчивается в руках мастеров бутафорского цеха. Свой цех она называет одновременно и роддомом, и больницей. «Мы же создаем кукол. Они живут, бегают, прыгают. Кто-то ногу сломал – нужно наложить гипс, кто-то животик поранил – тоже требуется хирургическое вмешательство, – шутит Александра. – Куклы для меня – это не просто изделие. Это личности, и каждая со своим характером».
У Любови Шестаковой и Александры Кравцовой всегда был свой золотой ключик, который искали герои сказки про Буратино. Этот ключ – беззаветная любовь к своему делу, способная открыть любые двери и, что самое главное, любые сердца, не только детские.