В Костанайской области резко возросло число жалоб от граждан, ставших жертвами агрессивного маркетинга. Под видом розыгрышей с ценными призами мошенники убеждают людей оформлять многомиллионные кредиты на сомнительные товары. В региональном департаменте торговли и защиты прав потребителей отмечают всплеск обращений, связанных с возвратом денег за навязанные покупки массажных накидок.
Схема обмана, как правило, начинается на улице. Прохожим предлагают поучаствовать в «беспроигрышной лотерее», вытянув конверт с названием «подарка» – от бытовой техники до электроники. Чтобы забрать свой приз, «победителя» приглашают на специальное мероприятие в кафе или ресторан, создавая атмосферу праздника и эксклюзивности.
Однако торжественная обстановка быстро сменяется настойчивой презентацией массажных накидок. Как пояснили в департаменте, «в роскошных залах вручение подарка сопровождается презентацией массажных накидок». Если у потенциальной жертвы нет при себе нужной суммы, продавцы немедленно предлагают оформить кредит прямо на месте через мобильные приложения банков. В результате стоимость такой «спонтанной» покупки может превысить миллион тенге.
Многие пострадавшие признаются, что подписывали документы и соглашались на кредит, находясь под психологическим давлением. Осознание того, что они приобрели товар по цене, в десятки раз превышающей рыночную, и оказались в долговой яме, приходит только дома. Специалисты отмечают, что иногда мошенники указывают в договорах фиктивные юридические адреса, что серьезно усложняет процесс возврата средств.
В ведомстве напоминают гражданам об их правах. Согласно статье 14 Закона РК «О защите прав потребителей», покупатель имеет право в течение 14 дней с момента покупки вернуть непродовольственный товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной суммы. Для этого необходимо направить продавцу официальную досудебную претензию. Если в течение 10 календарных дней ответ не поступит, потребитель может смело обращаться в суд.
«Мы рекомендуем гражданам быть бдительными и не участвовать в сомнительных акциях. Как говорится в народе, бесплатным бывает только сыр в мышеловке», – подчеркнули в департаменте торговли и защиты прав потребителей. Жители, столкнувшиеся с подобными ситуациями, могут обратиться за консультацией и помощью по адресу: г. Костанай, пр. Аль-Фараби, 115/1, или подать официальное обращение через портал e-otinish.kz.