Если вы еще не определились, как будете голосовать на референдуме, можно обратиться к членам штаба
Его создали члены партии «Аманат», которые посещают трудовые коллективы и отвечают на самые важные вопросы от населения.
Так, аманатовцы Серик Бектурганов и Жанар Куйшинова присутствовали на заседании в региональной Палате предпринимателей и рассказали о важности принятия участия в референдуме 6 октября.
Напомним, казахстанцам предстоит принять решение – строить ли в РК атомную электростанцию или нет. Вопрос важный, так как наша страна уже давно испытывает дефицит электроэнергии.
– Сейчас 70% производится на основе угольных электростанций. Как мы знаем, уголь – невозобновляемый источник энергии. Кроме того, такие станции наносят большой вред экологии, – подчеркнула Жанар Куйшинова. – Наша область не может сама себя обеспечить электроэнергией. Дефицит покрывается за счет внешних источников – Павлодарской области и СКО. Регионы Казахстана в принципе вынуждены импортировать электроэнергию из других стран.
Серик Бектурганов продолжил выступление коллеги и напомнил, в Казахстане уже есть опыт работы с атомом.
– В нашей стране есть ряд ядерных реакторов, мы об этом и не знали никогда, – признал Бектурганов. – Кроме того, у нас производится ядерное топливо, есть научная, инженерная инфраструктура, специалисты, то есть имеется весь цикл. Конечно, люди боятся повторения трагедий, которые случились на Чернобыльской АЭС и Фукусима-1. Но надо понимать, что эти АЭС были построены в 1977 и 1971 году соответственно. Это первое поколение АЭС. Сейчас же будут строиться станции уже третьего поколения, которые безопаснее в несколько раз. Взрывы на таких АЭС уже технологически невозможны. Сегодня такие реакторы строят, что они выдерживают падение самолетов на них. Что касается излучения, оно не превышает того, которое мы ежедневно получаем из атмосферы.
Серик Бектурганов отмечает, организаций, занимающихся строительством АЭС, в мире можно пересчитать по пальцам. Это штучные компании, которые дорожат своим авторитетом.
– Что касается коррупционной составляющей, а об этом люди тоже говорят, и об этом надо говорить, то такие объекты никогда не строятся просто так. Идет жесточайший контроль со стороны МАГАТЭ и других международных организаций, – заверил спикер. – В контексте сегодняшних событий нам важно иметь свои источники энергии. Германия, например, полностью зависима от ближайших стран. Она 70% энергии покупает у соседей. Насколько это опасно, мы видим из последних двух лет международной обстановки.
Почему вместо АЭС нельзя строить солнечные и ветряные электростанции?
Серик Бектурганов пояснил, у них в разы меньше коэффициент генерации мощности. Кроме того, они занимают огромные площади. Например, для ветровой станции нужно 40 тыс. га, для солнечной – 28 тыс. га, для атомной – 400 га. И станции лучше всего строить в перспективных точках развития, чтобы не тянуть сети, что тоже затратно. В этом отношении АЭС эффективнее и выгоднее.
Какую станцию предполагается строить в Казахстане?
Планируется, что ее мощность составит 2800 мегаватт в час. Расположится АЭС в с. Улькен Алматинской области.
Какая компания будет строить АЭС в Казахстане?
Пока отобрано четыре страны-кандидата: Франция, Россия, Южная Корея и Китай.
Какой процент потребности электроэнергии закроет АЭС? И каким будет тариф?
По потребности пока сказать нельзя, потому что она с каждым годом растет. При одобрении строительства АЭС ее введут в эксплуатацию через 10 лет. Все это время дефицит будет перекрываться за счет других видов электростанций. Тариф АЭС в сравнении с другими видами генерации дешевле не будет, так как он должен покрывать затраты на строительство станции. При этом, отметил Бектурганов, тариф от АЭС меняться практически не будет за исключением небольшой волатильности. Это тоже плюс в сравнении с остальными тарифами, которые каждый год растут.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора