Член постоянной комиссии Костанайского областного маслихата по вопросам социальной сферы и взаимодействия с НПО, председатель Гражданского альянса области Динара Утебаева о реализованных проектах, создании возможностей для активности молодежи и пенсионеров, а также о планах на будущее.
Одним из главных поводов для интервью стал недавний скандал, связанный с задержанием учредителя и главы благотворительного фонда Перизат Кайрат. Событие подорвало доверие людей и вызвало общественный резонанс.
ТЕНЬ НА НПО
– Динара Каирбековна, на ваш взгляд, как эта ситуация отразится на сегодняшней работе НПО?
– Новость о задержании главы благотворительного фонда, конечно, шокировала и расстроила многих, в том числе и нас. Для волонтерского сообщества это было особенно тяжело, ведь мы всегда работаем с открытым сердцем, без какой-либо выгоды, а тут выясняется, что человек, представляющий благотворительность, мог злоупотреблять доверием. И суммы, которые упоминаются, действительно кажутся невероятными для нас, кто привык работать на минимальных ресурсах, но с максимальной отдачей. Что касается влияния на нашу деятельность, думаю, что напрямую это не отразится. У нас немного другая система работы: мы никогда не ведем прямые денежные сборы. Если, например, нужен сбор на лечение ребенка, организуем благотворительные концерты или акции, но деньги переводятся исключительно на счет родителей, а не через нас. Если мы помогаем в устранении последствий паводков, как это делала Перизат, то собираем вещи: одежду, обувь, посуду, предметы первой необходимости. Деньги мы просто не принимаем – это принципиальная позиция.
– Какие шаги необходимо предпринять для восстановления доверия со стороны общества к сектору?
– В целом подобные случаи действительно могут подорвать доверие к НПО. Чтобы восстановить и укрепить его, необходимо предпринять несколько важных шагов. Во-первых, все фонды, которые проводят сборы, должны делать открытые отчеты о полученных и израсходованных средствах. Это может быть размещение информации на официальных сайтах, в социальных сетях или на встречах с сообществом. Во-вторых, необходимо обучать представителей НПО стандартам прозрачной работы. Это касается не только финансовой отчетности, но и работы с благополучателями, чтобы исключить любые сомнения в честности и добросовестности. Эта ситуация – серьезный урок для всех нас. Мы должны продолжать действовать с тем же энтузиазмом и искренностью, чтобы показать, что благотворительность и помощь ближнему – это всегда дело добра.
О РЕЗУЛЬТАТАХ
– По каким ключевым направлениям проводилась работа в текущем году? И определены ли цели на будущий год с учетом ваших рекомендаций?
– Мы старались работать по нескольким важным направлениям, чтобы поддерживать и развивать некоммерческий сектор. Традиционно провели ярмарку идей, это всегда вдохновляющее событие, где мы помогаем раскрыться новым проектам, открыть двери для тех, кто только начинает свой путь. Были созданы новые НПО, и мы постарались дать им все необходимое: знания, поддержку, понимание того, как работать эффективно. Особое внимание уделили обучению. В нашей школе НПО мы сосредоточились на тех, кто только в начале пути – это те организации, которым еще предстоит найти свое место и направление. А для более опытных провели обучение в Академии НПО при содействии наших партнерских организаций. Обучение не только для НПО, но и для представителей государственных органов. Мы хотим, чтобы госструктуры и НПО говорили на одном языке, особенно когда речь идет о реализации государственного социального заказа. Особое внимание уделили сельским регионам. Там всегда чувствуется нехватка информации, ресурсов, поэтому для нас было принципиально важно быть ближе к людям, работать с их запросами и потребностями
– В этом году вы включили в практику выездные семинары. Насколько они оказались результативными?
– Это совершенно другой формат работы, он дает возможность лично общаться с людьми, учитывать специфику конкретных регионов. Также в течение года к нам приезжали делегации из Мангистауской и Атырауской областей, чтобы обменяться опытом. А наши НПО посетили соседнюю Актюбинскую область, где смогли презентовать свои проекты. Такие обмены дают не только новые знания, но и ощущение сопричастности к чему-то большему.
– Можете выделить, с какими госструктурами и организациями сотрудничали? Какие инициативы были предложены и сколько из них удалось реализовать?
– Наш ключевой стратегический партнер – управление общественного развития. Совместно с ними мы работаем над укреплением гражданского сектора и поддержкой инициатив НПО. Одно из важных направлений – организация различных мероприятий, направленных на развитие гражданских институтов. По вопросам мониторинга качества государственных услуг мы традиционно взаимодействуем с департаментом государственной службы по Костанайской области. Они помогают анализировать, насколько услуги соответствуют заявленным стандартам, и вместе мы ищем пути их улучшения. Что касается мониторинга государственных закупок, то здесь мы активно сотрудничаем с антикоррупционной службой. Это важное направление, ведь прозрачность и открытость в закупках позволяют минимизировать риски злоупотреблений и обеспечивают доверие со стороны граждан. В этом году у нас также появилось новое направление работы – сотрудничество с департаментом юстиции по Костанайской области. В рамках проекта «Адал азамат» мы организовывали дни открытых дверей, круглые столы и диалоговые площадки для НПО и граждан. Департамент государственных доходов также стал нашим важным партнером. На совместных мероприятиях их специалисты консультировали представителей НПО по вопросам налогового законодательства, объясняли все актуальные нововведения и даже принимали предложения для внесения изменений в Налоговый кодекс. Это, пожалуй, одно из самых ценных направлений, потому что участие самих НПО в разработке изменений делает законодательство более адаптированным к реальным потребностям.
ТОЧЕЧНАЯ РАБОТА
– Если подробно рассматривать каждый сектор, какая работа проводилась с молодежью?
– Она у нас активно задействована во всех секторах, но особенно заметна их роль в волонтерстве. Мы стараемся не только поддерживать волонтерские организации, но и объединять их усилия, чтобы они могли работать вместе, дополняя друг друга. Хотя направления у волонтеров разные: кто-то занимается экологическими проектами, кто-то помогает социально уязвимым категориям населения, а кто-то участвует в поисках пропавших людей – для нас важно, чтобы они действовали в тандеме. Примерно раз в месяц организуем совместные мероприятия с участием разных волонтерских организаций. Это не только помогает им обмениваться опытом, но и создает ощущение общей цели и миссии. Особенно важно то, как молодежь объединяется в сложные моменты. Если происходит что-то экстренное, будь то природная катастрофа или необходимость срочной помощи, все эти ребята собираются и действуют одной дружной командой. Это не просто работа, это искреннее желание помогать людям, которое вдохновляет и мотивирует нас. Чтобы поддерживать их командный дух и укреплять связи, мы один-два раза в год проводим тимбилдинги. Такие встречи становятся настоящим праздником для волонтёров. Они могут лучше познакомиться, найти единомышленников, подружиться, а главное, почувствовать себя частью большой и значимой команды.
– Динара Каирбековна, перейдем от молодежи к людям пожилого возраста. Что в этом году было сделано для пенсионеров?
– Радует, что государство уделяет этому вопросу все больше внимания. Практически во всех регионах сейчас реализуются проекты под названием «Активное долголетие». Их осуществляют самые разные организации, включая молодежные. Это позволяет объединять разные поколения, создавая живое и динамичное взаимодействие. Мы видим, как пожилые люди с интересом вовлекаются в такие проекты. Это не просто занятия, это возможность для них быть частью чего-то общего, чувствовать себя нужными и активными. Яркий пример работы в этом направлении показывает ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy». Я часто наблюдаю, как они каждую неделю организуют занятия в областном ресурсном центре. Пожилые люди там поют, танцуют, занимаются рукоделием, играют в настольные игры, а также посещают театры, бассейны и другие общественные пространства.
– Тем не менее, на сегодняшний день в городе нет такого места, помещения, где люди в возрасте могли бы отдохнуть.
– Да, у нас есть нерешенные вопросы. И нехватка специализированных помещений для таких занятий является одной из главных проблем. К примеру, в Астане есть целые клубы для пожилых людей, где ежедневно проводятся разнообразные мероприятия. Там их обучают компьютерной грамотности, основам правовой грамотности, казахскому и английскому языкам. Эти занятия востребованы, и подобные центры становятся местом притяжения для пенсионеров. К сожалению, в нашем регионе пока не хватает таких пространств, где пожилые люди могли бы собираться и заниматься по интересам. В том числе и культурно проводить свой досуг. Мы видим огромный потенциал в подобных проектах и надеемся, что в ближайшем будущем сможем создать больше возможностей для старшего поколения.
– Если подвести итог, насколько ваша депутатская деятельность способствовала улучшению условий работы НПО в регионе?
– Прежде всего, как депутат я имею доступ к информации о том, как и на что расходуются бюджетные средства. Это позволяет еще на этапе планирования вносить предложения, которые учитывают реальные запросы и нужды граждан. Здесь важна поддержка и мнение коллег из НПО: они находятся в постоянном контакте с обществом, видят проблемы изнутри и делятся своими наблюдениями. Их участие помогает мне формировать обоснованные рекомендации для государственных органов и выдвигать предложения, которые реально отражают ситуацию. Кроме того, я стараюсь привлекать представителей НПО к своей работе, если вижу, что это может быть полезным. Например, они участвуют в мониторинговых мероприятиях, где мы проверяем выполнение социальных проектов или работу госпрограмм. Депутатская деятельность для меня – это возможность не только решать локальные проблемы, но и на законодательном уровне предлагать изменения, которые сделают работу НПО более эффективной. В этом плане мои коллеги, представители НПО – надежная опора.
Кристина ФРИТЦ,
фото Ларисы БОЖКО