Мангистауская область установила впечатляющий, но неоднозначный рекорд, возглавив рейтинг регионов Казахстана по объему собранных штрафов, пени и прочих взысканий. Согласно аналитическим данным, опубликованным в Telegram-канале Tengenomika, регион стал абсолютным лидером по неналоговым поступлениям в местный бюджет.
По состоянию на 1 июля 2025 года, в казну Мангистауской области поступило 37 миллиардов тенге в виде неналоговых доходов. Поразительно, но львиная доля этой суммы, а именно 35,1 миллиарда тенге, была сформирована исключительно за счет штрафов, санкций и пени. Для сравнения, идущий на втором месте мегаполис Алматы собрал 33,8 миллиарда тенге, из которых на взыскания пришлось 24,8 миллиарда.
По мнению экономиста Руслана Султанова, автора анализа, такая структура доходов служит важным индикатором. «Неналоговые поступления на 1 июля 2025 года остаются незначительной частью доходов местных бюджетов, но при этом ярко отражают управленческое состояние системы. Если налоги — это зеркало экономики, то неналоговые доходы — индикатор качества администрирования, дисциплины в закупках и управления госимуществом», — отмечается в публикации.
Эксперт подчеркивает, что бюджет Мангистауской области пополняется «почти исключительно» за счет нарушений, в то время как другие регионы, к примеру Кызылординская область, опираются на более стабильные источники, такие как отчисления от недропользователей. Зависимость от штрафов, особенно связанных с проблемами в сфере госзакупок, является не источником дохода, а «симптомом проблем, которые давно подрывают исполнение госпрограмм».
Во многом столь высокие показатели региона объясняются одним крупным взысканием. Ранее, в январе этого года, на акционерное общество «Мангистаумунайгаз» был наложен штраф в размере 31 миллиарда тенге за сброс сточных вод и незаконное накопление буровых отходов. Этот единичный случай кардинально повлиял на общую статистику по региону.
Таким образом, рекордные сборы в Мангистау служат сигналом о необходимости смены подхода. Аналитики призывают региональные власти переходить от пассивного «зарабатывания» на нарушениях к устойчивым решениям: качественному планированию, предсказуемым контрактам и эффективному управлению государственными активами. Это позволит обеспечить стабильное развитие, не полагаясь на пополнение бюджета за счет системных сбоев.