С осени текущего года казахстанских автовладельцев может ожидать серьезное нововведение: специальные стоянки для задержанных транспортных средств, известные как штрафстоянки, станут платными. Соответствующие поправки в законодательство уже получили одобрение сената парламента, однако инициатива вызвала шквал критики со стороны общественности.
Согласно новому порядку, размер платы за транспортировку и временное хранение автомобилей на штрафстоянках будут устанавливать местные представительные органы — маслихаты. Это означает, что тарифы могут существенно различаться в зависимости от региона, что создает дополнительную неопределенность для водителей.
Предстоящие изменения вызвали серьезную обеспокоенность не только среди рядовых автомобилистов, но и в среде профессиональных автоюристов. Эксперты прогнозируют целый ряд негативных последствий: от увеличения количества машин на спецстоянках и роста нагрузки на судебную систему до значительных коррупционных рисков.
«Это незамедлительно приведет к повышению коррупционных рисков, — считает автоюрист Михаил Будянский. — Теперь инспектор на месте сможет оказывать давление, угрожая отправкой на платную стоянку. Представим, что автомобиль попал на стоянку в рамках административного производства. Процессуальные сроки рассмотрения дела могут достигать 60 дней. В итоге мы получим переполненные стоянки и заваленные разбирательствами суды».
Мнение эксперта разделяют и простые казахстанцы, для многих из которых автомобиль является единственным источником дохода. «Я с этим не согласен. Люди кормят семьи, зачем их дополнительно нагружать? Это рождает коррупцию», — делится мнением один из водителей. Другие автовладельцы также выступают против, полагая, что хранение должно быть бесплатным хотя бы первые несколько дней или что государство должно предусмотреть механизм субсидирования.
Как пояснил заместитель главы управления местной полицейской службы Алматы Тимур Ногайбаев, чаще всего на штрафстоянки отправляют автомобили за серьезные нарушения правил парковки, а также машины, принадлежащие злостным неплательщикам административных штрафов. Выявление таких транспортных средств ведется с помощью специальной программы.
На данный момент только в Алматы функционируют две коммунальные штрафстоянки, на которых бесплатно размещено свыше полутора тысяч автомобилей и около двух тысяч мопедов. Их содержание полностью финансируется из местного бюджета. Согласно действующему законодательству, спецстоянки находятся в коммунальной собственности и создаются по решению местных исполнительных органов.
Важно помнить, что основанием для эвакуации автомобиля на штрафстоянку является участие в ДТП, отсутствие страхового полиса или просроченный налог на транспорт. При этом за такие нарушения, как неоплаченная парковка, тонировка или наличие задолженности по штрафам, изъятие транспортного средства на спецстоянку не предусмотрено.