Казахстан прекращает производство скоростных пассажирских вагонов Talgo, переориентируя мощности на выпуск более вместительных поездов. Об этом в ходе пресс-конференции в правительстве сообщил министр транспорта Нурлан Сауранбаев. При этом существующий парк, насчитывающий около 700 вагонов, продолжит эксплуатироваться на маршрутах страны.
По словам министра, решение о смене подвижного состава продиктовано не только техническими, но и социокультурными особенностями Казахстана. Изначально поезда Talgo закупались для скоростного сообщения между Астаной и Алматы и были рассчитаны на деловые поездки. Однако на практике железнодорожные перевозки выполняют иную социальную функцию. «Если бабушки едут, они с собой берут мясо, казы, шубат и так далее, то, что в самолет нельзя взять. Для нас вагон – это условно какая-то часть социальной программы, поэтому население просит широкий вагон, а у Talgo многие вещи не предусмотрены», – пояснил Нурлан Сауранбаев.
На смену узким европейским вагонам придут современные и комфортабельные составы швейцарской компании Stadler. Их ключевое преимущество – стандартные габариты, сопоставимые с привычными для казахстанцев поездами, что позволит с большим удобством перевозить багаж. Завод, ранее выпускавший Talgo, будет перепрофилирован под производство новых вагонов. «Мы приобретаем 557 вагонов Stadler. Это тоже комфортабельные скоростные вагоны, но габариты у него как у российских. Я думаю, что в конце года мы уже первую партию поставим. Население будет счастливо», – добавил министр.
Представители АО «НК «КТЖ» заверили, что существующие 26 составов Talgo останутся в строю. Срок их службы составляет 40 лет, а у самых новых вагонов в запасе еще около 30 лет эксплуатации. «Самый старый один мы уже отставили, это самый первый состав – 2003 года выпуска», – уточнил заместитель председателя правления Ануар Рахимжанов, подчеркнув, что все вагоны проходят регулярное техническое обслуживание для обеспечения безопасности.
Несмотря на смену подвижного состава, время в пути между ключевыми городами не увеличится. Новые поезда будут двигаться со скоростью не менее 100 км/ч. Кроме того, вагоны Stadler оснащены современными дизель-генераторами для автономного кондиционирования и отопления, что является значительным улучшением по сравнению со старыми системами. В министерстве также отметили, что для предотвращения дефицита билетов в период отпусков будет увеличено количество вагонов в действующих поездах в соответствии с ростом пассажиропотока.