Проект о династиях областного центра «Наш Костанай» начинает с удивительных судеб, где переплелись строительство железной дороги, раскулачивание, две войны и более семи столетий стажа
В Челябинской области, в 160 километрах от Троицка, расположен остановочный пункт (а когда-то станция) Саламат. От нас до нее чуть больше – 250 километров. В Википедии говорится, что станция получила название от распространенного у татар и башкир имени Саламат. Айжан Ахмадулина – жительница Костаная и представительница династии железнодорожников уверена в другом. Больше века семья Айжан Куанбаевны хранит предание: станция названа в честь их предка.
КОРНИ ДРЕВА
У Саламата рождается сын Салимгерей. У Салимгерея – сыновья Шымырбай, Назарбек, дочь Кульшайым… Чтобы не запутаться в генеалогических ветвях, рисую в блокноте причудливую схему. Справиться с задачей помогает Айжан Куанбаевна. Два года назад она сломала ногу, но приняла это не только как испытание, но скорее как знак замедлить темп жизни и наконец заняться историей семьи. Кропотливый сбор сведений в интернете и архивах принес плоды, которыми железнодорожница поделилась с журналистами «НК».
Шымырбай Саламатов, от него пошла костанайская ветвь династии
С потомками Саламата мы встретились дома у Зауре Шымырбаевны – тети Айжан Ахмадулиной. Символично, что старенькая трехэтажка (в этом году акимат обещал привести фасад в порядок) расположена недалеко от железнородожного вокзала.
– Наш предок как раз родом из Челябинской области, он владел пастбищами, табунами, – начинает рассказ Айжан Куанбаевна. – Я нашла сведения, что Саламат был концессионером – в наше время его назвали бы инвестором. Оказывается, в те времена деньги в строительство вкладывали не только англичане, но и местные. Так в 1914 году появилась ветка Троицк – Орск, а станцию назвали именем прапрадеда.
Айжан Ахмадулина – праправнучка легендарного Саламата
ГДЕ ЗАРЫТ КЛАД?
Участь Саламата и некоторых его детей незавидная. Их раскулачили в начале 30-х годов прошлого века.
– Приехали родственники, успели предупредить, что надо бежать. Семья начала отгонять коров и лошадей в сторону Магнитогорска, собирать вещи в обозы. Где-то в лесу спрятали под землей золото, книги. Зачем зарывали книги? Представляли большую ценность, тем более Саламат надеялся вернуться за ними, – рассказывает Айжан Куанбаевна.
Известно, что Саламата и Салимгерея арестовали, потом предположительно расстреляли. Точно никто не знает. Удалось найти следы лишь внука Назарбека – его имя спустя полвека оказалось в списках реабилитированных. Еще один внук Шымырбай избежал смерти: на тот момент он работал в Троицке, преподавал русский язык и литературу, состоял в партии. Позже с семьей перебрался в село Бурли (это Карабалыкский район), а уже его потомки осели в Костанае.
Дарига Жаканова – дочь Бахыткуль апа
Много лет Шымырбай посвятил учительству, в Великую Отечественную воевал в составе Белорусского фронта, был разведчиком-трофейщиком и, помимо наград, получил за боевые заслуги именное двуствольное ружье. После войны возглавлял детский дом инвалидов в Бурли, на пенсии работал почтальоном.
– Отец был удивительным человеком, – подтверждает Зауре Шымырбаевна. – Он писал стихи – очень жаль, что общая тетрадь со стихотворениями утеряна. Помню, как боялся грома, напоминавшего взрывы снарядов, и как я злилась, когда над этим страхом кто-то смеялся. Мама во время войны была в тылу, возглавляла в Бурли сапоговаляльный цех. Сельчане делали валенки для бойцов Красной армии, работали по 16-18 часов в сутки. Не перестаю удивляться, где только брали силы?
ДЕТИ ШЫМЫРБАЯ
Именно от них пошли ветви, которые составили костяк костанайской династии железнодорожников. Старший сын Шымырбая, Мухтар, носил фамилию Салимгереев. На шестерых его детей и внуков приходится 100 лет стажа. Внук педагога-фронтовика Сабыржан Мухтарович несколько лет отработал помощником машиниста тепловоза, а в 1988 году выполнял интернациональный долг в Афганистане. Как и у деда, у Сабыржана есть несколько наград.
Бахыткуль Жундукулакова – правнучка Саламата
Следующая ветвь – Саламатовы и 177 лет общего стажа. Зауре Шымырбаевна, или как ее все называют тетя Зоя, добавила в копилку династии 14 лет. Наиболее известный из династии брат Зауре – Серик. О нем для сборника, посвященного 120-летию железных дорог Казахстана, несколько страниц подготовила Айжан Куанбаевна. Книга готовится к изданию.
– Серик Шымырбаевич приходится мне родным дядей. Он начинал слесарем по ремонту тепловозов, работал помощником машиниста, машинистом тепловоза, был секретарем парткома железнодорожного узла Кустанай, главным инженером локомотивного депо, – уточнят Айжан Ахмадулина. – Под его руководством построены многоквартирный дом №80 по улице Станционной, около десяти частных домов для семей железнодорожников в селе Комсомольское (сейчас это Карабалык), котельная – ранее цеха и здания депо отапливались тремя паровозами, цех по ремонту тепловозов, животноводческий комплекс и многое другое. Серик Шымырбаевич скоропостижно скончался двадцать лет назад, в следующем году ему бы исполнилось 80.
Айжан Куанбаевна тоже хотела стать слесарем.
– Мне сразу сказали: не женское это дело, – улыбается собеседница. – Тогда освоила другую рабочую профессию – осмотрщик контейнеров или вагонник. Затем заочно отучилась в железнодорожном институте, была сменным мастером, инженером по труду, заместителем начальника отдела экономики. Итого 37 лет. С 2022 года работаю секретарем Костанайского регионального совета ветеранов.
Валеевы – самые богатые в плане стажа, в сумме у них 283 года. Откуда набралось два с половиной века? Дочь Шымырбая Куляш родила 10 детей, шестеро, в том числе Айжан Куанбаевна, стали железнодорожниками. Трое внуков и зятья тоже выбрали железную дорогу делом жизни. Кто-то из династии давно на пенсии, а кого-то на трудовом посту можно встретить и сейчас. Если когда-нибудь вы покупали билеты в кассе Костаная, их вполне могла продать Раушан Валеева, родная сестра Айжан.
Сагыля Сагатулина – еще один потомок Саламата, приехала в гости к родным из Челябинская
ПЛЮС ПОЛТОРА ВЕКА
Еще 154 года складывается из стажа родственников, живущих за пределами Костаная. Львиную долю, 114 лет, берут на себя потомки Саламата, которые после раскулачивания оказались в Магнитогорске, а оттуда переселились в Астану. Интересно, что двое его пра (добавьте еще несколько пра) внуков сейчас учатся в железнодорожном колледже, а значит цифра будет только увеличиваться. Представители еще одной ветви живут и работают в российском городке Карталы – на четверых приходится 40 лет. Родственники, пусть и дальние, стараются поддерживать связь, хотя встретиться удается нечасто.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Схема с многочисленными ответвлениями и пометками готова, а в пиалах дымится ароматный чай. Воспоминания перемешиваются с насущными темами и перетекают в разговоры о будущем.
– Кем ты станешь, когда вырастешь? Машинистом электровоза? – спрашиваю у Давида, пятилетнего внука Зауре Шымырбаевны и не угадываю. Мальчик хочет быть строителем.
Не исключено, что через много лет зов крови даст о себе знать. Но, как подтверждает Айжан Куанбаевна, дело не только в преемственности. Железная дорога – это стабильность, возможность вырасти в плане карьеры и хорошая зарплата. Последний аргумент в наши дни особенно веский.
Зауре Трапезникова – правнучка Саламата и сестра Серика Саламатова
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Почти все, кто собрался неделю назад в уютной квартире недалеко от железнодорожного вокзала, в разное время проезжали станцию Саламат. Когда-нибудь, возможно, представители династии Саламатовых-Салимгереевых-Валеевых вновь окажутся там, чтобы открыть мемориальную доску в честь прапрадеда. Но для начала нужно доказать, что история, передаваемая из поколение в поколение, имеет под собой реальную основу. В этом Айжан Куанбаевна видит предназначение, миссию династии. Запрос в Челябинск отправлен, ждем новостей.
Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА