«НК» решил вспомнить, где именно селились в нашем городе люди, которые были вынуждены покинуть родные края, и какие улицы стали для них символом новой жизни.
В годы Великой Отечественной войны Костанайская область, как и другие регионы Казахстана, приняла большое количество переселенцев. Это были люди, насильственно депортированные из различных мест Советского Союза.
ИЗ ДОКУМЕНТОВ
В архивных источниках говорится, что одними из первых и самых многочисленных были советские немцы, которых в августе 1941 года обвинили в пособничестве врагу и массово депортировали из Поволжья. В 1939-1941 годах после раздела Польши в Казахстан отправили поляков из Западной Украины и Западной Белоруссии. В 1943-1944 годах депортации подверглись карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши. Насильно выселены калмыки, крымские татары, представители стран Балтии, Бессарабии и Северной Буковины – небольшие группы населения из этих регионов, признанные «антисоветскими элементами».
Прибывших размещали как в сельской местности, так и в городах, включая Костанай. Многих направляли в колхозы и совхозы для работы в сельском хозяйстве.
Часть переселенцев трудилась на промышленных предприятиях и стройках в городах. Размещали людей в общежитиях, бараках или подселяли к местным жителям. Важно отметить, что условия жизни были сложными: нехватка жилья, продовольствия, тяжелый труд и строгий надзор.
Тем не менее в статье «Анализ межэтнических отношений в Костанайской области» кандидат философских наук Денис Качеев говорит, что во многовековом накоплении примеров взаимодействия между народами и религиями, коренными жителями и переселенцами и есть особенность нашего региона.
– Полиэтничность – черта всего Казахстана, во многом определяющая его социально-политическую обстановку, особенно присуща Костанайской области, – считает Качеев.
Для увековечивания памяти жертв политических репрессий в Казахстане Указом Первого Президента РК от 1997 года 31 мая объявлен Днем памяти жертв политических репрессий. В целом с начала XX века в страну было переселено 5,6 миллионов человек. Местное население тогда насчитывало около 6 миллионов.
– Это к сведению для тех, кто не знает историю и считает, что Казахстан извечно был таким многонациональным. Полиэтничность нашей страны формировалась не естественным путем, а путем депортации, вынужденной, принудительной миграции. Казахи, не зная языка депортированных, не спрашивая религии, помогали во всем, хотя сами еще не пришли в себя от голода 20-30-х годов и жили трудно, – так высказывается в одной из своих работ кандидат философских наук Калкаман Жакып.
Печальная география
Тема депортации освещена много раз, поэтому справку берем из публикаций историков Натальи Ким и Дмитрия Легкого.
В середине 30-х годов в Кустанайскую область корейцев выселяли тремя разными по численности и по политическому статусу группами. Первая состояла из нескольких человек (от 5 до 10) с Дальнего Востока. Советская власть посчитала граждан «социально опасными элементами». В 1935-1936 годах их подвергли исключению из рядов ВКП(б), а затем арестовали и сослали в Кустанай осенью 1936-го, примерно за год до массовой депортации корейцев. Это были образованные люди, активные участники освободительного и коммунистического движения на советском Дальнем Востоке в 1920-1930-х годах.
7 ноября 1937 года основная масса переселенцев прибыла из Хабаровской области на станцию Федоровка. На полях уже лежал снег, а запасы продовольствия закончились. В Кустанайскую область корейцев-крестьян направили из колхозов Кур-Урминского района Хабаровской области. Это были хозяйства: «Тихоокеанская звезда», «Самир», «Земледелец», «Авангард». Прилегающие к Кустанаю с запада земли ликвидированного убыточного свиносовхоза №645 «Красный партизан» занял колхоз «Самир», юго-восточную территорию – колхоз «5 декабря», но тот и другой имели одну общую усадьбу в том же поселке «Красный партизан». Как раз-таки этот район Костаная и называют Корейским поселком.
Сегодня эта территория намного больше, чем была в прошлом. Состоит из улиц: Свободы, Мичурина, Тимирязева, Красносельской, Почтовой, Транспортной, Зеленой и Левобережной. Здесь по сей день живут корейцы, о которых «НК» уже писал не раз.
Одним из этносов, подвергшихся тотальной депортации в годы Великой Отечественной войны, стали немцы, проживавшие на территории СССР. В архиве Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры РК по Костанайской области сказано, что по плану распределения переселенцев-немцев и эвакуированного населения в нашем регионе по состоянию на 10 декабря 1941 года в регион планировалось распределить 70 000 человек.
Фактически прибыло 39 452 человека. В г. Кустанае размещение немецкого населения не планировалось. Поток переселенцев был направлен в сельскую местность.
– Наибольшее количество немцев было размещено в Тарановском, Карабалыском, Орджоникидзевском, Федоровском и Пешковском районах. В этом списке отсутствуют южные, отдаленные районы Кустанайской области. В целом в 1941-1956 годах здесь на спецучете находились 54 662 немца, – пишут в своей работе «Депортация и размещение немцев в Кустанайской области в годы Великой Отечественной войны» профессора Айдар Айтмухамбетов и Алибек Табулденов.
Мы поинтересовались у руководителя филиала ОО «Турецкий этнокультурный центр «Ахыска» Рагима Абилова, где в городе селились турки. Его предки были в числе депортированных в Казахстан.
– Нас отправили на юг Казахстана, в Шымкент. А в 1984-м папа обосновался в Костанае. Но в основном колонии-поселения были в ЮКО, – рассказал Рагим Абилов.
Пресс-секретарь Дома дружбы Дарья Щербакова подтверждает, что традиционные в Костанае «национальные» районы – Корейский поселок и Наримановка.
– Если говорить в общем по области, то в Федоровке селились украинцы и немцы. В районе Беимбета Майлина – азербайджанцы, в Аулиеколе и Кушмуруне – чеченцы, – отметила Дарья.
ЭТО БЫЛО ЕЩЕ РАНЬШЕ
Есть в Костанае место, где уже полтора века живут татары. Появление Наримановской (Татарской) слободы уходит корнями в XIX век, когда первые татарские и башкирские переселенцы начали стихийно застраивать участок за логом Абильсай.
Архивные источники утверждают, что стихийная застройка за логом привела к тому, что военный губернатор Александр Константинович разрешил татарам и башкирам селиться на условиях временного проживания в специально отведенном месте, которое и получило название «Татарская слободка». К 1883 году там проживало уже 150 семей.
– Мусульмане-магометяне не могли селиться в городе со времен Ивана Грозного, он издал такой запрет, поэтому они разместились между логом Абильсай и Костанай, – поясняет активист татаро-башкирского этнокультурного объединения «Дуслык», общественный деятель и медиатор Гульнара Латыпова.
Предки Гульнары приехали в наши края в позапрошлом веке, они участвовали в строительстве областного центра. В Костанае проживает уже восьмое поколение Латыповых.
– История нашей семьи – это целая сага. У нас даже есть семейное древо, шежере, которое начал составлять еще мой дедушка. Его об этом попросила моя прабабушка, и он бережно записывал все с ее слов. Представляете, мне удалось составить родословную, в которой от пятисот до семисот человек! Такая большая цифра получилась из-за того, что раньше в семьях было много детей. К примеру, у моего предка Фазылжана было тринадцать. Правда, конкретно их я уже не расписывала, данных не хватило, просто указала количество, – рассказывает Гульнара.
История переезда семьи в Костанай полна драматизма и любви.
– Мои прабабушка и прадедушка приехали сюда издалека. Дедушка участвовал в Первой мировой войне, попал в плен. Ему удалось бежать, но его снова поймали. И только со второй попытки побег оказался удачным. Три года от него не было вестей. Отец тогда сказал невесте: «Ты долго прождала, видимо, его уже нет. Живи своей жизнью». Но бабушка продолжала ждать – в общем целых семь лет! И вот однажды, работая на картофельном поле, она увидела вдалеке идущего мужчину…Так они и встретились. Он пешком из Германии возвращался из плена в свою деревню, – поделилась собеседница.
Но счастливой жизни в родном месте не получилось. Пребывание в плену населением воспринималось негативно, поэтому было решено переезжать.
– В Костанае у нас были дальние родственники, в том числе купец Садык Насыров. Он имел отношение к зданию, где сейчас выставочный зал, в прошлом пассаж Яушевых. Как татары вообще стали появляться в Костанае? Скорее всего, сначала сюда приехали одна-две семьи, потом они писали письма своим родственникам, рассказывали, как тут хорошо. Родня приезжала, так и заселялась Наримановка. У каждого купца было много детей – по 25-30 человек. С папиной стороны был такой долгожитель Давлетши Мухамадиев, он прожил 101 год, и у него было около 25 детей. Конечно, рождалось много, но и умирали часто, медицины ведь не было, – ведет рассказ Гульнара. – А с маминой стороны было тринадцать детей, выжило всего четверо, двое погибли на войне. Все родственники постепенно подтягивались сюда. И знаете, мы все в Наримановке – одна большая родня. Это, я считаю, уникальность нашего города.
Предки Гульнары построили землянку, в которой жили большой дружной семьей, потом на участке возвели два дома – для двух сыновей.
– По сей день на этом участке по улице 8 Марта живут наши родственники. Мы стараемся хранить традиции, все тесно общаемся. Но, к сожалению, татарского языка не знаю. А прабабушка и прадедушка владели им в совершенстве. Бабушка даже писала по-арабски, до сих пор храним ее записную книгу. Об истории со стороны мамы мы практически ничего не знаем. Единственное, что по улице Тобольской жил мой прадедушка. В 1912 году был построен его дом, причем из деревянного сруба, не все могли позволить себе этот материал. Нынешние жители видоизменили строение, конечно, они даже не догадываются о ценности своего жилья, – заключила Гульнара Латыпова.
Костанайская земля стала второй родиной для сотен тысяч людей. Их труд, культура и традиции обогатили наш регион, сделали его многогранным и уникальным. Память об этих трагических событиях и стойкости человеческого духа живет в названиях улиц, в истории семей и в самом духе нашего гостеприимного края.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА