Город можно читать как книгу: у каждой улицы – свое имя, у каждого имени – судьба. В прошлом номере мы рассказали о пяти Героях Советского Союза, чьими именами названы улицы Костаная. В этом материале обратим внимание на северо-восточную часть города.
Здешние улицы свои названия получили 11 июня 1958 года – Киевская, Парковая, им. А. Матросова, им. З. Космодемьянской, им. В. И. Чапаева, 40 лет Октября, им. Н. Гастелло, им. Л. Чайкиной, им. О. Кошевого. Среди них пять участников войны. Надо сказать, улицы имени Олега Кошевого сейчас нет. Более того, не удалось узнать, где она находилась и в какой момент перестала существовать.
Матросов, Гастелло, Чайкина, Космодемьянская – фамилии, знакомые каждому со школьной скамьи. Улицы названы в честь тех, кто ушел на войну и остался в вечности. Они были не из нашего города, но ведь память всеобщая. Это не просто маршрут, а история подвига.
ЛЕГ НА АМБРАЗУРУ
Первым делом мы отправились на улицу, которая буквально пересекает Киевский район, и, похоже, соединяет в себе все его черты: от шума до тишины, от благополучия к запустению. Это улица Александра Матросова – единственная из четырех, что проходит почти по центру района и служит своеобразным хребтом, на который нанизаны другие маршруты.
Начинается она у заправки, продолжается шиномонтажкой с характерным названием «На Матросова», а дальше частный сектор. Тут же уголок из прошлого: у здания подрядной организации ДК «Максат» стоят МАФы из ракушечника, когда-то известные всем, а теперь спрятанные как символ забытой городской среды. И этот образ – быть когда-то, а потом исчезнуть – словно повторяет судьбу самого Александра Матросова.
Он был совсем юным – всего 19 лет. Подвиг, совершенный им под Великими Луками в 1943 году, вошел в каждый школьный учебник: солдат закрыл собой амбразуру вражеского дзота, чтобы бойцы роты смогли продолжить наступление. Он стал символом самопожертвования, олицетворением фразы: «Жизнь – за Родину». Подвиг громкий, как выстрел. Но после – тишина. Время ушло, память стала формальной, фамилия – названием улицы.
Жизнь продолжается. Тут ездят машины, гуляют люди, работает главный универсам Киевского по адресу: Матросова, 133 с одноименным названием «Киевский». Архитектура здания – из советского времени, и в этом что-то есть. Вглубь уходит частный сектор, дальше пустырь, и наконец улица упирается в исправительное учреждение, что почти метафора: борьба, сдержанность, жесткие границы.
В НЕБО СКВОЗЬ ОГОНЬ
Улица Гастелло в Киевском – короткая, но живая. Она идет перпендикулярно улице Матросова и, вроде как, смягчает ее прямоту – здесь больше поворотов, переулков, тенистых деревьев и почти домашней тишины. В начале – элеватор, словно страж на границе района, выше всех крыш. А чуть дальше средняя школа №13, где каждое утро звенит звонок. Хочется верить, что учащиеся знают, в честь кого названа улица, на которой стоит их школа.
В июне 1941 года самолет Николая Гастелло был подбит, и он направил горящую машину на колонну вражеской техники, совершив огненный таран. Он не просто погиб – он выбрал, как погибнуть. Его подвиг стал первым символом самопожертвования в самом начале Великой Отечественной войны.
– Летчика Николая Францевича, конечно, знаем. Те, кто в СССР учился не могут не знать: и в школе говорили, и родители рассказывали. Мы на этой улице уже больше 50 лет живем. И детей, и внуков истории учим, – отмечает житель Владимир Соловенко.
Улица, как и судьба самого героя, не длинная, но решающая, как короткий и страшный полет навстречу врагу. Здесь нет пафоса – только простые дома, переулки, тишина, да кошки в палисадниках.
ЖИВЕТ ЛИ ПАМЯТЬ?
Улица Зои Космодемьянской в Киевском – одна из тех, где время будто течет медленнее. Просторная и ровная, она тянется через частный сектор, где за заборами домики и коттеджи, во дворах деревянные скамейки, клумбы, собаки на цепях. Здесь удивительная тишина: нет городского шума и плотного движения машин. Местные жители отмечают, что асфальт на этой улице был всегда, а пару лет назад его обновили.
– Я пенсионер, живу здесь всю жизнь. Асфальт переложили, теперь и в переулочках никакой грязи, чистенько, хорошо. Никаких проблем, живем как счастливые люди, – рассказывает Дмитрий Валиков.
Улица названа в честь Зои Космодемьянской, ей было всего 18, когда она попала в тыл врага в составе диверсионной группы. Ее схватили фашисты, пытали, требовали выдать соратников, но она молчала. Перед казнью ее слова: «Не боимся мы смерти» стали символом несломленного духа. Она погибла, но ее образ остался в памяти поколений: юная, сильная, мужественная.
Есть в самой улице что-то от характера Зои – место простое, строгое и спокойное.
Костанайцы о героине не забывают, даже самые маленькие жители знают, в честь кого названа улица.
– Девушка молодая, участница войны, – отвечают на наш вопрос мальчишки, играющие в футбол. – Дед рассказывал, и в школе на классном часе говорили, поэтому, помним.
Здесь нет суеты, нет показного величия. Ровный асфальт, прямые линии домов. Жители по-доброму, с достоинством говорят о своей улице.
ЗА РОДИНУ
Улица имени Лизы Чайкиной – самая длинная в Киевском районе, и это при том, что внешне она совсем не выглядит масштабной. Скромная, застроенная частными домами, с невысокими заборами и покатыми крышами, она незаметно протянулась через весь район, став его основной транспортной артерией. Именно по ней ходит автобус №11 – единственный маршрут, соединяющий Киевский с остальной частью Костаная.
Улица оживленная, и это чувствуется. Несмотря на частный сектор, здесь много машин. Люди жалуются: слишком быстро ездят, особенно по утрам, когда надо спешить на работу. Недавно отстроили детскую площадку, яркую, с горками и качелями, но время и погода сделали свое: кое-где шатается конструкция, краска облупилась. А главное, она стоит почти у дороги и это пугает родителей. Были случаи мелких ДТП. Местные ждут, когда установят лежачий полицейский, хотя бы один, чтобы стало спокойнее.
– Всю жизнь здесь, с тех пор район изменился. Стало людей больше и шумно. Раньше детей выпускали и спокойно было, сейчас глаз да глаз, лишь бы что не случилось. Недавно вот зять камеры установил. А так живем как жили, люди все те же, – поделилась жительница улицы Надежда.
Елизавета Чайкина – советская подпольщица, Герой Советского Союза. В октябре 1941 года, когда немецкие войска заняли ее родной район в Калининской области, Лиза не поехала в эвакуацию. Осталась, чтобы организовать подполье. Ей было всего 23. Несколько недель она передавала разведданные партизанам, помогала скрываться бойцам. Потом ее схватили. Допросы, пытки, ультиматумы – Лиза молчала. Ее расстреляли в декабре 1941-го. Погибла, но не сдалась.
Есть места, где история не кричит, а дышит – тихо, будто сквозь старые ставни. Киевский – один из таких уголков Костаная. Небольшой частный сектор, где время течет размеренно, будто чуть медленнее, чем в остальном городе. Но стоит присмотреться к названиям улиц и становится ясно: здесь жива память.
Александра ГОЛОВКО,
фото Абиля ДОЩАНОВА