Костанай стал предпоследним в недавнем гастрольном туре Stand Up Astana. Неделю назад вместе с коллегами по сцене перед зрителями выступила Мадина Байболова – известная в Казахстане стендапер и продюсер проекта.
Оказалось, что ее с нашим городом связывают не только выступления. Об этом и многом другом Мадина рассказала в интервью после концерта.
О ГОРОДЕ И ЗРИТЕЛЯХ
– Почему Костанай для тебя особенный?
– Здесь живут мои близкие родственники: папин страший брат, мой двоюродный брат с детьми. С концертами приезжаю минимум раз в полгода, а вот в частном порядке получается бывать не так часто, как хотелось бы. В июле у моей тети юбилей – надеюсь, буду. Мне нравится Костанай, он похож на Павлодар (родной город Мадины – прим. ред.), но будто более компактный и зеленый.
– Для многих наш город ассоциируется с напитком «Грушевый» или словом «донер», которое костанайцы переделали на свой лад, вместо «о» произносят «ё». А какие у тебя ассоциации?
– Тобол. В детстве часто ездили на реку. Поэтому именно Тобол, шоколад «Баян Сулу» и, конечно, пшеница.
– Как вас встретила публика?
– Хорошо! Нас всегда и везде встречают хорошо, в Костанае в том числе.
– Наверное, потому что говорите о том, что актуально для всех? Зритель может примерить сказанное на себя, ведь это с большой долей вероятности было в жизни у каждого.
– Думаю, так это и работает.
О СИЛЕ ЮМОРА
– Читала комментарии под твоими видео – многие хвалят за качественный юмор. Есть ли у тебя собственные критерии хорошей шутки?
– Для меня важно, чтобы было не только смешно, но и присутствовала какая-то мысль. Важен баланс. Иногда бывает умно, но не смешно, а иногда смешно, но будто пусто. В классной шутке обязательно должна быть мысль, какая-то глубина.
– О чем любишь шутить и какие темы для тебя табу?
– Любимые темы есть: разное отношение к мужчинам и женщинам, шутки про лишний вес, про ситуации, за которые было стыдно. Но никогда не буду шутить на тему войны, чьей-то смерти или болезни, педофилии и в целом сексуализированного насилия. Трагические события в истории тоже под запретом.
– Выступления стендаперов почти всегда отражают реальность. Например, твой шикарный проект «Школа малов» показывает, как ведут себя люди, не имеющие представления об элементарном воспитании, нормах этики. Это и смешно, и грустно. Можно ли сказать, что твоя задача – отразить жизнь под определенным углом? Чтобы люди задумались о том, что происходит вокруг?
– Мне кажется, юмор так и действует. Что ты можешь разбирать какую-то ситуацию, какие-то мелочи подмечать, может, даже подсвечивать – и люди задумаются об этом. Это вообще одна из функций юмора. Он не будет работать, если люди этого не видят в жизни. Если этого нет в жизни. Не сказала бы, что ставлю перед собой такую задачу, просто наиболее смешно получается, когда монологи основаны на реальных ситуациях.
– Считаешь ли ты смех лекарством, антидепрессантом?
– Сто процентов и лекарство, и ключ к миру. Благодаря юмору ты можешь любую ситуацию повернуть в какое-то позитивное русло, решить любой конфликт. Как бы ни был зол на человека, если он тебя рассмешит, это уже снижает градус. То есть юмор – это еще своеобразный клей между людьми. Главное – правильно использовать. Ведь неосторожной шуткой можно кого-то обсмеять, унизить. Можно накалить ситуацию или, наоборот, сгладить.
У Мадины есть сестра-близнец. Зарина – тоже стендап-комик. Сестер часто путают, но для них это очередной повод для шуток
О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
– Ты не только комик, но и продюсер Stand Up Astana. Чем сейчас живет проект и что есть в планах?
– Да, работы много в бэке, внутри самого проекта. Долгое время была редактором, сейчас продюсер. Помимо стендапа, мы развиваем другие форматы, например, шоу «Мне стыдно». Планируем еще несколько про отношения. После гастролей отдохнем пару недель и потом приступим к съемкам. Вообще, лето – время для съемок, потому что это не совсем сезон для концертов. Летом стараемся делать контент, чтобы выпускать его, когда мы в туре. Осенью, надеюсь, выпущу свой сольный концерт. Стендап не то чтобы уже проторенный путь, но мы поняли, как он работает, и будем дальше его развивать. У нас постоянное движение.
– Шутки на сцене, постоянные приколы в жизни вне сцены… Устаешь? Чувствуешь выгорание?
– От юмора я не устаю так сильно, чтобы, например, месяц отдыхать. Достаточно пару дней дома побыть, с друзьями куда-то сходить или просто на диване в телефоне позалипать, и все. В целом люблю свою работу. Многие говорят: как классно, что вы нашли то, что любите и в этом развиваетесь. Я действительно ценю то, чем занимаюсь.
– Что бы ты сказала начинающим комикам, которые только делают первые шаги в стендапе?
– Если не получается – не сдаваться, а если начинает получаться – не расслабляться. Сейчас много контента, и стендап – конкурентная среда, где важно постоянно развиваться. Мы, артисты, так или иначе люди тщеславные, нам легко отлететь от реальности. Эго – это то, обо что спотыкается каждый артист. Когда человек начинает необъективно относиться к своему материалу, он перестает работать, развиваться. Поэтому мне нравится сольное выступление как жанр. Если ты плохо поработал над материалом, и он просто несмешной, не вызывает реакции зала, сразу видишь обратную связь. Нет смеха – хороший знак. В этом плане стендап – честный формат.
– Получается, твой главный цензор – зрители?
– Никто не критикует меня сильнее, чем я сама. Иногда это даже мешает. Всегда есть сомнения. Пересматриваю выступления – редко когда нравятся свои монологи. Но здесь нужен баланс: сильно не ругать себя, но и не расслабляться.
– Спасибо за искренние ответы! Ждем с выступлениями в Костанае!
Елена НОВАК,
фото Абиля ДОЩАНОВА