Сейчас девушка живет в Алматы и работает в рекламной индустрии. По образованию ткачиха. В школьное время занималась в художественной школе Костаная. А еще она пишет сценарии.
Казалось бы, разные сферы, но именно это и помогло с особым видением подойти к созданию мультсериала «Кенже Кыз» о девочке-батыре и национальных традициях. Он недавно появился на просторах «Кинопоиска».
С Динарой мы побеседовали о том, почему 5 лет мультсериал не мог попасть к зрителю, о его создании, мультипликации в стране и творческой среде в Костанае, о пользе мультфильмов, для кого они создаются, и об эпохе «Хагги Вагги».
УЧАТ В ШКОЛЕ…
– Местные СМИ упоминали ваше имя 12 лет назад, когда у вас был школьный выпускной. Вы сшили себе необычное платье. Откуда такая тяга к творчеству?
– В этом с детства поддерживали родители и бабушка с дедушкой. Они заметили, что у меня есть талант рисовать и отправили в художественную школу. Я им благодарна. Моя дипломная работа украшала стены школы. Бабушка всегда воспитывала во мне вкус к высокому: с раннего детства мы читали Чехова, Булгакова…
– Это подарило вам любовь к созданию текстов, сценариев?
– Да. Помогла и общеобразовательная школа №7, в которой я училась, где поощряли активности. Это мотивировало заниматься творчеством, участвовать в конкурсах. С учителем Валентиной Петровной углубилась в познание литературы, участвовала в конкурсах сочинений, их я написала немало.
– После школы вы уехали в Алматы. Почему?
– Хотела развиваться в творчестве. Поступила на ткаческое дело. Да, выбор в моей жизни всегда был достаточно хаотичным. Мне было что-то интересно делать – я начинала этим увлекаться. Так, в художественной школе в качестве итоговой работы нужно было выбирать, будешь ты развиваться как живописец или заниматься прикладным искусством. Я остановилась на втором, потому и профессия такая. После выпуска можно продолжить обучение и преподавать, проводить мастер-классы, работать за рубежом, создать свой бренд. Но сейчас в этом деле взяла паузу, занимаюсь редко, для души. Больше времени уделила рекламе – уже 9 лет.
– И все же, как вы пришли к созданию сценариев к мультфильмам?
– В университете я познакомилась со своими друзьями и будущим мужем. Так вышло, что все они – мультипликаторы. Я хорошо писала, и Сергей (муж) предложил ходить к преподавателю академии искусств им. Жургенова по сценарному мастерству Севиславу Бабицкому вместе с ними.
Педагог, к счастью, был не против. Мне нравилось обучаться новому. Так я прошла курс сценарного мастерства. Со строгими замечаниями и важными предложениями. Это отнюдь не пугает, ведь творчество – дисциплина. Здесь мало про свободу и хаос, как принято считать. И это в будущем мне пригодилось.
СКАЗОЧНЫЙ МИР
– Как возникла идея создания мультсериала «Кенже Кыз»?
– Наш друг, по совместительству режиссер Иван Ардашев, пришел с идеей создать мультик по известной короткой казахской легенде о восьми братьях, которые хотели узнать, кто из них сильнее. Его посыл заключался в том, что самым сильным батыром была их младшая сестра, как и переводится «Кенже Кыз» – «младшая дочь». Это стало двигателем работы – создать главного героя – девочку, ведь чаще ими становятся мальчики.
Я отвечала за казахские традиции, шутки и редактировала. Мой будущий супруг писал структуру и придумывал научные элементы сказочного мира. Мы совместили казахскую мифологию с наукой. Все чудеса, которые там происходят, могут быть объяснены реальностью. Через 3-4 месяца сценарий для 10 серий был готов.
– О чем ваш мультфильм и кто его герои?
– Здесь дело происходит не в прошлом Казахстана, а в далеком будущем. Весь сеттинг, то есть мир, – это постапокалипсис, мир после глобальной катастрофы. До нее вся планета хорошо развилась в технологиях, восприятии себя. По сути это то, что имеется у нас сегодня. После катастрофы города не смогли больше существовать, так как ресурсов и людей стало намного меньше. Если раньше жители объединялись в города для безопасности, то с упадком стало более эффективно вести кочевой образ жизни. Потому все люди на земле интуитивно обратились к тому, что было у их предков. Здесь мы застаем главную героиню Айнур с ее внутренним конфликтом и внешними спорами. Она интересуется технологиями древних, то есть теми, которые у нас сейчас есть. А еще она хочет стать батыром. Но мы помним из истории, что раньше женщины имели равные права с мужчинами, восемь братьев и родители не воспринимают ее всерьез. Лишь ажека твердит: «Батыром может стать каждый, только найди свою силу». Девочка случайно освобождает древнего демона, и теперь ей надо отправиться в опасное путешествие, чтобы его остановить.
– В чем заключается сложность написания сценария для мультсериала, где будут говорить о традициях казахского народа?
– Классно сохранять традиции. Но для этого нужно изучить массу информации. Хотя я всегда любила историю Казахстана, но для написания сценария провела много времени в Алматинской библиотеке, чтобы внутри мультика факты были достоверны с точки зрения казахских традиций.
Мы общались и с опытными специалистами. Притом это все еще мультик для детей, потому важно заинтересовать и сделать этот мир понятным.
– Какая работа последовала далее?
– В нашей команде было около 20 человек. Благодаря тому, что мы слышали друг друга, смогли сделать готовый продукт. Сами подготовили 5 вариантов главной героини, устраивали конкурсы на озвучку. Мы с мужем проверяли, чтобы не было нарушений в истории, герои изменились в конце, была понятна структура. И в 2021 году мульт уже был готов.
ЗРИТЕЛИ ЗАЖДАЛИСЬ
– Почему на «Кинопоиске» он появился только сейчас?
– Возникли некие проблемы. Права на «Кенже Кыз» остались у продюсеров. Они решили, что он не выйдет в прокат. Вернуть их было нелегко, но теперь они у нас. Наша команда невероятно рада! Но эта радость немного омрачена. Когда только вышел трейлер этого мультика, мы получили большую поддержку от аудитории, все были готовы смотреть его в кинотеатре. Даже блогер Soderling (1,92 млн подписчиков в YouTube) включил в 21-м году наш мультик в список одних из самых ожидаемых мультсериалов года! Сейчас его разобрали на пиратские ресурсы (я лояльна к этому, главное, чтобы смотрели). Было приятно прочитать комментарии, что кто-то все-таки помнит о нем. Мы приняли реальность такой, какая она есть.
– Почему ваш мультфильм не показывают по ТВ?
– Сейчас ведем переговоры, но все зависит от редакторов. Мы в 2020 году выиграли питчинг и получили деньги на мультфильм от «Казаханимации». Организация проводит презентации каждый год, и любой может отправить туда свою историю.
КАКИЕ МУЛЬТЫ СМОТРЕТЬ?
– Чему учат, по вашему мнению, современные мультфильмы?
– Из-за советской традиции в кино и мультиках есть такое восприятие у тех, кто их делает и кто смотрит, будто они созданы только для нравоучения. Я приведу любимую цитату из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»: «Это просто конфеты, в них нет никакого смысла». Есть вещи в этом мире, которые созданы только для развлечения и радости. Мне кажется, их не очень много, но классно, что они существуют.
– Наверняка, вы видели много мультов. Какие из них бы посоветовали юному зрителю?
– Творчество мэтра Геннадия Тартаковского (к примеру, «Суперкрошки»). Очень хороший – «Звездная принцесса и силы зла», «Амфибия». Мое душевное состояние улучшает «Робин Гуд». «Винсент» Тима Бёртона про маленького мальчика, который делал вид, что он взрослый литературный герой в романтическом романе XIX века. То, что я сама могу всегда пересматривать. Комичное произведение, но оно помогло мне принять свою странность; может, и другим детям во всем мире. Я тоже воспринимала себя трагическим героем Серебряного века, когда была маленькая. Я не считаю, что это опасно. Это способ детей справиться с реальностью и пережить ее. Хороший мультик Kunshikter, где работает часть команды, которая создавала «Кенже Кыз». Просмотр мульта – один из видов общения между людьми. Главное – быть рядом с любимыми и идти за своими интересами!
– Что вы думаете о влиянии «Хагги Вагги» и подобных чудищах на ребенка?
– Часто это создано ради алгоритмов соцсетей – эпатаж ради эпатажа. Подобное я не считаю искусством, а только способом заработка. Например, известные «Скибиди-туалеты» и прочее. Они эксплуатируют внимание, а дети не могут критически подойти к этому контенту. Но мне даже нравится яркая образность Хагги. Взрослые отрицают, что детей может интересовать темная сторона жизни. Но дело не в том, чтобы пугать детей, а в том, чтобы помочь им справиться со своими страхами. Воспитание детей – огромный труд и даже то, как ребенок будет воспринимать увиденное, зависит от родителей.
– В Костанай по-прежнему приезжаете? Что скажете о нашей творческой среде?
– Хотя бы раз в год навещаю. Я путешествовала по всему Казахстану. Заметила, что в Костанае хорошая среда для того, чтобы быть творческим ребенком: он красивый и безопасный. Кажется, единственное, что заставляет уезжать многих творческих ребят из города – негде развивать свои навыки после музыкалки или художки, не хватает инфраструктуры. Необходимо больше инициатив. Возможно, если у меня появится шанс, я поучаствую в создании такого для города. Хочется, чтобы у любого была возможность реализовать свой талант.
Яна ГАРЬКУША,
фото героя материала