В Костанае на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен» состоялась острая дискуссия о проблемах на автомобильном пункте пропуска «Кайрак». Поводом для встречи стали многочисленные жалобы грузоперевозчиков на работу электронной очереди CarGoRuqsat и полное отсутствие элементарной инфраструктуры для водителей, вынужденных часами, а то и сутками, ждать своей очереди на пересечение границы.
Несмотря на внедрение цифровой системы бронирования, на деле водители продолжают стоять в «живой» очереди, лишенные базовых удобств: туалетов, душевых и нормальной парковки. Перевозчики отмечают, что зона ожидания не приспособлена для длительного пребывания людей, которые и так проводят в дороге недели. Ситуацию усугубляет отсутствие оборудованной офисной зоны, где можно было бы получить помощь, что особенно критично для иностранных водителей.
Председатель отраслевого совета по вопросам транспорта Валерий Сусаренко, недавно вернувшийся из поездки по Европе, привел в пример цивилизованный подход к организации пограничного контроля за рубежом. «Везде, на границах, созданы цивилизованные условия: накопительные площадки с шлагбаумами, душем, столовыми, туалетами. Машины не мешают движению, люди спокойно ждут своей очереди по электронному талону», — рассказал он. По его мнению, создание аналогичной стоянки-«накопителя» с минимальными бытовыми условиями на «Кайраке» решило бы половину проблем.
Однако реализация этого проекта сталкивается с бюрократическими преградами. Как пояснил заместитель акима Карабалыкского района Темирлан Ахметов, свободный земельный участок у пункта пропуска есть, но на его предоставление действует мораторий. Ситуацию осложняет и запланированная реконструкция самого КПП с расширением дороги, из-за чего точные границы свободных земель станут известны только по завершении работ. В АО «КазАвтоЖол» сообщили, что проектно-сметная документация для накопительной площадки на 120 машин еще не готова, а финансирование ожидается не ранее 2026 года.
Представители госорганов, в свою очередь, придерживаются более оптимистичной точки зрения. Руководитель управления экспортного контроля департамента госдоходов Павел Унич заверил, что система CarGoRuqsat работает стабильно, а время ожидания от брони до пересечения границы не превышает 6–7 часов. «Очередей больше 50 машин не фиксируется. Для сезона это норма», — заявил он. Однако с такой оценкой категорически не согласился председатель Совета по защите прав предпринимателей Арман Шаменов: «Надо признать, проблема есть. И не 50 машин, а бывает и 100. Надо решать, а не говорить, что всё хорошо».
По итогам совещания было решено направить официальные обращения в акимат Карабалыкского района, АО «КазАвтоЖол» и прокуратуру с требованием ускорить решение вопроса с выделением земельного участка. Параллельно будет вестись работа по привлечению бизнеса для создания хотя бы временных условий для водителей. Участники встречи также обеспокоены грядущими изменениями в российском законодательстве, которые с 1 сентября 2025 года могут еще больше усложнить процедуру пересечения границы.
Пока же проект будущей стоянки остается на стадии обсуждений, а дальнобойщики продолжают сталкиваться с суровой реальностью на КПП «Кайрак». Цифровая очередь, призванная навести порядок, не решила главной проблемы — отсутствия человеческих условий для людей, которые обеспечивают бесперебойную поставку грузов, сутками оставаясь в дороге без возможности нормально отдохнуть и справить элементарные нужды.