Министерство водных ресурсов и ирригации РК совместно со Всемирным банком разрабатывает вторую фазу проекта по сохранению Северного Аральского моря. Специалист по управлению водными ресурсами Всемирного банка Бахыт Арыстанов в эксклюзивном интервью корреспонденту агентства Kazinform рассказал о результатах первой фазы проекта и поделился планами на вторую.
— Какие конкретные результаты были достигнуты в первой фазе проекта, и какие действия будут включены во вторую фазу? Какие организации или специалисты будут привлечены к выполнению проекта?
— Всемирный банк совместно с Министерством водных ресурсов и ирригации ведет подготовку новой фазы проекта по Северному Аральскому морю. Первая фаза была успешной и получила глобальный резонанс. Результаты первого проекта таковы: пропускная способность реки Сырдарьи была улучшена за счет строительства ряда гидротехнических сооружений. Был стабилизирован уровень Северного Аральского моря путем строительства перемычки. Сейчас уровень моря находится на проектной отметке 42 метра. Техническим языком говоря, «водное зеркало», то есть поверхность воды, увеличилась почти в два раза. Уровень солености воды снизился многократно и сейчас составляет около 10%. В критические годы, когда уровень солености воды был высоким, основным видом рыбы, который мог обитать в Аральском море, была камбала. Сейчас там обитает более 20 различных видов рыб, большинство из которых промысловые. Соответственно, это дало толчок развитию или второму рождению рыбного производства в регионе. Также проект оказал большой эффект на миграцию населения. Если до этого был сильный отток, после завершения проекта люди стали возвращаться в регион, поскольку снова занялись своим традиционным видом деятельности. Надо уточнить у Минздрава, но есть статистика о том, что здоровье населения тоже улучшилось, особенно в части респираторных заболеваний.
Второй проект нацелен на закрепление успехов, достигнутых в первом. Более того, вторая фаза проекта более комплексная. Проект будет финансировать не только строительство и реконструкцию водных объектов с инфраструктурой, но также включает компонент, направленный на финансирование мероприятий, связанных с различными секторами экономики. Это будут мероприятия-катализаторы в сферах туризма, рекреационной деятельности, рыбного хозяйства, животноводства, растениеводства и лесовосстановления. Планируется посадка саксаула на высохшем дне Аральского моря. Второй проект будет пытаться профинансировать различные инициативы и пилотные проекты в этих направлениях.
Кроме того, Всемирный банк, инвестируя в строительство инфраструктуры, обязательно учитывает вопрос их долгосрочного содержания, эксплуатации и управления. Поэтому есть третий компонент в проекте, который направлен на эти аспекты, чтобы инфраструктура, которая будет построена, служила долгие годы. В третьем компоненте предусмотрено создание информационной базы данных, автоматизированные методы управления водными ресурсами, а также мероприятия по обеспечению безопасности плотин.
— Какова сумма финансирования от Всемирного банка? Под какой процент и на какой срок будут предоставлены эти средства? Кто будет осуществлять контроль за освоением выделенного бюджета?
— Сумма финансирования еще уточняется, так как технико-экономическое обоснование разработано и проходит государственную строительную экспертизу. После утверждения будет известна стоимость проекта, особенно в части инфраструктурного компонента. Вся методика расчета стоимости проектов осуществляется по казахстанским стандартам.
Что касается доли финансирования, предварительно обсуждалось, что Всемирный банк будет финансировать 85% от стоимости проекта, а Казахстан — 15%. Но к этому вопросу мы еще вернемся на этапе переговоров по проекту после того, как проектное технико-экономическое обоснование будет утверждено и представлено на экспертизу банка.
Что касается технического надзора, когда проект финансируется Всемирным банком, неважно в какой пропорции, действуют его правила по финансовому управлению, закупкам и другим охранным политикам банка. Поэтому технический надзор будет осуществляться компанией, выбранной на конкурсной основе.
— В интернете набирают популярность видеоролики с Алтаем Айнабеком, который называет себя экспертом в области изменения климата и работает над тем, чтобы восстановить Аральское море. Он использует технологию, позволяющую увеличить количество осадков в определенных местах. По вашему мнению, такой подход к возрождению Арала приемлем? Какие потенциальные риски могут возникнуть в будущем при таком искусственном вмешательстве?
— В мире очень много различных технологий. Данную технологию я не готов комментировать детально. Но, насколько мне известно, это не новая технология, Арабские Эмираты используют её в последнее время. Также, насколько мне известно, эта технология не прошла долгосрочный анализ и экспертизу. Если рассматривать аналогию с человеческим организмом, если определённая болезнь слишком запущена, не обойтись без медикаментозного вмешательства. Эта технология напоминает такое медикаментозное вмешательство, у которого могут быть побочные эффекты. Применение этой технологии должно основываться на глубоком анализе, изучении её последствий, побочных эффектов и так далее. Необходимо оценить, насколько эти побочные эффекты могут перекрыть основные выгоды от применения технологии. Например, в проекте по Аральскому морю, который мы готовим совместно с Министерством водных ресурсов и ирригации, мы выделили 1,5 млн долларов в качестве гранта на подготовку технико-экономического обоснования и разработку экологической и социальной оценки. Подход профессиональный. То же самое применимо и к технологии, которую вы упомянули. Нужно её изучать с привязкой к территории, где она будет применяться.
— Подытоживая сказанное, с учетом всех предпринятых мер какие прогнозы вы можете дать по улучшению состояния Аральского моря?
— Прогнозы оптимистичны, потому что у нас есть опыт первого проекта, который оказался успешным. Мы основываемся на этом успехе и пытаемся его развить. Всемирный банк обычно не предлагает техническое решение, он предлагает знания, опыт и экспертизу. Он был создан 80 лет назад, и членами банка являются около 189 стран мира. Всемирный банк финансирует проекты в различных уголках мира. Конечно, опыт Аральского моря исключительный. Море такого размера было фактически высушено, тем не менее, есть трагедии и примеры меньшего масштаба, где применялись определенные технологии, и поэтому можно найти решение для Аральского моря в северной части Казахстана, что и делается. Сейчас технико-экономическое обоснование уже готово. Рассматривались четыре различных варианта решения, и остановились на самом оптимальном, который в основном учитывает, насколько достаточно водных ресурсов для успешной реализации этого варианта решения.