Мошенники в Казахстане продолжают атаковать граждан, используя все более изощренные методы психологического давления. Их главная цель – заставить человека в панике или под давлением добровольно расстаться со своими деньгами. Эксперты в области кибербезопасности и правоохранительные органы составили список ключевых фраз, которые должны немедленно насторожить любого, кто услышит их по телефону.
Одним из самых распространенных приемов является звонок от имени представителя власти. Преступники представляются «следователем», «сотрудником МВД или КНБ», требуя не класть трубку. Чтобы полностью изолировать жертву от внешнего мира и не дать ей возможности посоветоваться с близкими, мошенники могут заявить: «Никому не говорите об этом звонке – проводится секретная операция!». Создавая ложное чувство авторитета и срочности, они пытаются полностью подчинить человека своей воле.
Другой популярный сценарий – имитация угрозы для ваших банковских счетов. Вас могут напугать сообщением о том, что «с вашего счета только что пытались списать деньги» или «поступила заявка на изменение кодового слова». Сразу после этого следует «спасительное» предложение: «Чтобы сохранить деньги, переведите их на текущий счет» или «необходимо перевести депозитные средства на “защищенный” счет банка». Разумеется, этот «защищенный» счет принадлежит самим аферистам.
Часто злоумышленники стремятся получить прямой доступ к вашим финансам. Под видом «сотрудника службы безопасности сотового оператора» они просят: «Сейчас вам придет код – просьба сообщить его!». Этот код позволяет им получить дубликат SIM-карты и войти в ваш онлайн-банкинг. Аналогичную цель преследует и просьба от мнимого «сотрудника национальной безопасности» сообщить, «в каких банках у вас есть счета», и предоставить данные карт для их «немедленной блокировки». Конечной целью таких звонков является получение доступа к мобильному приложению, а также установка программ удаленного доступа, таких как TeamViewer, AnyDesk или RustDesk.
Мошенники без колебаний играют на самых сильных человеческих эмоциях. Тревожный звонок с новостью «Ваш родственник попал в беду (ДТП, полиция, больница). Срочно переведите деньги!» рассчитан на то, чтобы вызвать панику и заставить действовать не раздумывая. Другая крайность – игра на жадности. Сообщение «Вы выиграли приз / компенсацию! Чтобы получить его, оплатите госпошлину» является классической схемой, где для получения несуществующей выгоды нужно сперва заплатить вполне реальные деньги.
Правоохранительные органы напоминают: какими бы убедительными ни казались собеседники, их цель одна – либо убедить вас самостоятельно перевести им деньги, либо получить конфиденциальные данные для доступа к вашим счетам. Главное правило безопасности простое: никогда и никому не сообщайте по телефону коды из SMS, CVV-код с обратной стороны карты, PIN-коды и другие личные данные. Настоящие сотрудники банков, операторов связи или силовых структур никогда не просят совершать финансовые операции или диктовать секретную информацию по телефону. Если вам поступил подобный звонок – немедленно прервите разговор.