С наступлением тепла на улицах Павлодара заметно прибавилось велосипедистов, однако вместе с этим выросло и число дорожных инцидентов. С начала года в регионе зафиксировано уже 23 ДТП с их участием. Правоохранители подчеркивают, что главным фактором безопасности остается самодисциплина, подкрепленная знанием правил дорожного движения, но признают – существующая инфраструктура не всегда отвечает потребностям любителей двухколесного транспорта.
В Павлодаре пока немного мест с обустроенными велодорожками, поэтому велосипедисты часто вынуждены лавировать в потоке автомобилей или создавать помехи пешеходам на тротуарах. Полицейские напоминают, что велосипед – это полноценное транспортное средство, и его водитель несет полную ответственность. «Безопаснее всего в местах с оборудованной инфраструктурой. А вот движение по тротуарам, где гуляют люди, создает трудности для пешеходов. На узких улицах, где нет выделенных линий, часто возникают нарушения, особенно при пересечении проезжей части. Велосипедист должен спешиваться и переходить дорогу пешком. У нас многие продолжают ехать, создавая риск», – пояснил инспектор управления местной полицейской службы Арман Каптаев. За нарушение правил предусмотрен административный штраф по статье 615 Кодекса об административных правонарушениях – 2 МРП, или 7 864 тенге.
Особое внимание полиция уделяет защитной экипировке. Хотя в правилах дорожного движения нет прямого требования носить шлем, сотрудники настоятельно советуют использовать его, а также светоотражающие жилеты. «Позиция органов внутренних дел однозначно положительная: мы настоятельно рекомендуем использовать экипировку в условиях городской среды и при интенсивном движении. Особенно объясняем это родителям», – добавил инспектор. По его словам, это вопрос сохранения жизни и здоровья, особенно когда речь идет о детях и подростках.
С этим мнением солидарен и заслуженный тренер Республики Казахстан по велоспорту Вадим Горбачевский. Он призывает никогда не игнорировать шлем, носить яркую одежду, чтобы быть заметным для водителей, и полностью исключить использование телефона или наушников во время езды. «На дороге важна концентрация и внимательность. От падений никто не застрахован, даже профессионалы. Один раз водитель легковушки меня не заметил, и я упал. Отделался ушибами. Мы соблюдаем правила, но другие участники – не всегда. Поэтому рекомендую яркую одежду. В Европе это обязательное требование: фонарики, яркие куртки – всё прописано в правилах», – поделился опытом тренер.
Пока в Казахстане таких строгих требований нет, но полиция активно работает над предложениями по улучшению безопасности. Как отметил Арман Каптаев, правоохранители изучают зарубежный опыт, в том числе дубайский метод искусственных дорожных покрытий, замедляющих движение. Отдельную обеспокоенность вызывают электровелосипеды, которые по своим характеристикам ближе к мопедам. «Это уже не просто механика, а практически мотоцикл. Мы разрабатываем предложения: приравнять электровелосипеды к мопедам или иным категориям. Регистрацию пока не обсуждаем, но вопрос обязательного ношения мотошлемов актуален», – сообщил инспектор.
Пока законодательные инициативы находятся в разработке, в Павлодаре усиливают профилактические меры. Летом за самыми популярными у велосипедистов местами следят через камеры центра оперативного управления и с помощью пеших нарядов. Надежду на улучшение ситуации дает идущая реконструкция улицы Лермонтова. Проект благоустройства предусматривает создание безопасной среды для всех участников движения, включая пешеходов и велосипедистов. После завершения работ здесь появятся согласованные с полицией дорожная разметка и знаки, в том числе для новых велодорожек.