Вопрос о подлинном возрасте Шымкента, одного из крупнейших мегаполисов Казахстана, казалось бы, был решен в 2019 году, когда на конференции ЮНЕСКО была официально подтверждена дата в 2200 лет. Однако в научных кругах дискуссии не утихают, а история города, скрытая в земле, продолжает открывать новые страницы и порождать споры.
Долгое время отправной точкой в летоисчислении города служили письменные источники. Впервые название Чимкент упоминается в книге историка Шарафутдина Йезди «Зафар-Наме». В летописи указано, что в 1365-1366 годах Тамерлан, отправляясь в поход, нашел свои обозы у селения Чимкент близ Сайрама. Других, более древних письменных свидетельств не существует. Выдающийся археолог Николай Подушкин, посвятивший многие годы изучению истории города, в своей статье «Сколько же лет Шымкенту?» отмечал, что без масштабных стационарных раскопок делать выводы преждевременно. Хотя он и допускал, что поселение могло возникнуть не менее тысячи лет назад, научным основанием для датировки он считал именно данные «Зафар-Наме».
Революционные изменения в понимание возраста города внесли археологические раскопки 2003-2008 годов, проведенные в рамках программы «Культурное наследие». Историк Бауыржан Байтанаев, один из руководителей исследований, уверенно заявляет о 2200-летней истории. Его аргументы основаны на результатах изучения культурных напластований городища Шымкент, глубина которых достигла 14 метров. «В самом нижнем слое собран комплекс керамики, который датируется концом III – началом II века до нашей эры, – поясняет ученый. – Эта керамика находит аналоги в городской архитектуре Самарканда, что указывает на тесные контакты регионов». По его словам, слои оказались непрерывными, что свидетельствует о том, что жизнь в Шымкенте никогда не угасала, делая его древнейшим городом на территории Казахстана.
В то же время другие авторитетные ученые призывают к осторожности. Академик Карл Байпаков, соглашаясь с возможностью существования города в эпоху государства Кангюй во II веке до н.э., подчеркивает, что вопрос о возрасте нельзя смешивать с возрастом заселения всей территории. Он отмечает, что, хотя раскопки дали интересные материалы, найденный керамический комплекс пока невелик. «Кроме керамики, тогда ничего не нашли. Пока нет и других четко датируемых материалов, которые могут ответить на вопрос: где они были произведены – в городе или маленьком селении?», – рассуждал академик. Он настаивал на важности применения естественно-научных методов, в первую очередь радиокарбонового анализа, для получения абсолютных дат.
Таким образом, хотя Шымкент официально отпраздновал свое 2200-летие, точка в научных спорах еще не поставлена. Исследователи сходятся во мнении, что «в науке нет истины в последней инстанции», и по мере накопления новых материалов дата основания города может быть уточнена. Археологические раскопки на месте древнего городища продолжаются, а это значит, что в будущем Шымкент может преподнести новые, еще более ошеломительные открытия о своем прошлом.