89-летняя Светлана Осипова поделилась, как жила в войну в Усть-Каменогорске
Ей было пять лет, когда закончилась мирная жизнь. Она помнит свой дом, участок, который спасал от голода, и школу. А еще, как после Победы солдаты шли колонной по улице Кирова — возвращались домой. Девятилетняя Света подбегала к ним и спрашивала: «Дяденька, вы моего папу на войне не видели?..»
В их семье было двое детей — Света и младший брат. Отец в них души не чаял.
— Он часто обнимал нас, носил на руках. Очень заботливый был, ласковый, — вспоминает Светлана Михайловна. — Потом ушел на фронт. И не вернулся. Я в это долго не могла поверить. И поэтому после Победы спрашивала у тех, кто пришел с войны: «А где же мой папа? Не видели?..»
Семья жила в съемном доме на улице Краснознаменной. Возле дома был участок. На нем выращивали картофель, зелень, овощи. Благодаря огороду и выжили.
— Нам удалось избежать голода. Хлеб получали по карточкам, — уточняет подробности Светлана Михайловна. — Картошка у нас всегда была. Во время войны мы каждый клочок земли засаживали, на цветы место не тратили. Зато потом, уже после Победы, на нашем участке и возле дома всегда росли тюльпаны, гладиолусы, астры.
Мать работала бухгалтером, а Света во время войны училась в начальной школе на улице Кирова (ныне — Чехова). Нелегко тогда жилось. Света с братом, как могли, помогали матери. Работа по дому, на участке — никто не отлынивал.
— Мы много двигались, много ходили, особых развлечений в детстве не было, — рассказывает наша героиня. — Поэтому я с детства привыкла работать. И училась хорошо.
Светлана Михайловна стала педагогом. Трудилась в детском саду, в школах. Даже когда вышла на пенсию — продолжала учить детей. Ребятишки к ней часто прямо домой прибегали. Она всегда накормит, угостит…
— Как же иначе? Те, кто пережил войну, знают голодные времена, — с грустью произносит моя собеседница. — А потом, когда я уже работала, у нас всё было — и хлеб, и сахар, и мука, и конфеты. Как не накормить детей? Некоторые ученики мне до сих пор звонят, поздравляют с праздниками. А я храню несколько тетрадей.
Сейчас ей 89 лет. Сама удивляется: как удалось дожить до такого возраста? Уверена — никакого секрета долголетия нет. Но есть обязательное правило — жить нужно честно и всем вокруг желать добра. Тогда будет желание накормить, поделиться, сказать доброе слово.
— Мне слово «война» даже слышать больно, — признается Светлана Михайловна. — Столько лет прошло, а мне до сих пор горько, что отец погиб. С войны у меня и папа, и дядьки не вернулись. В память о них на 9 Мая я всегда смотрю Парад Победы. И военные фильмы. Что всегда радует? Наш город. Он очень изменился и похорошел.
Ирина Краскова
Фото из семейного архива Светланы Осиповой