Жительница Усть-Каменогорска рассказала о жизни и обучении в китайской деревне
В апреле усть-каменогорская группа, занимающаяся цыгун и тайцзицюань, отправилась в Китай — не в качестве туристов, а с особой целью. Они провели десять дней в деревне Ченьцзягоу — месте, где зародилось искусство тайцзицюань, передает YK-news.kz.
Группу активного долголетия в Усть-Каменогорске ведет Татьяна Борта, президент областной Федерации ушу и боевых искусств, мастер спорта. Занятия по тайцзицюань — это не просто физкультура, это особая философия движения, доступная людям любого возраста. В основном в группе занимаются женщины 50+, и для многих из них тренировки превратились в стиль жизни.
— Я одна из самых молодых участниц, — говорит Вера Кисленкова. — Занимаюсь не первый год, и ощущения от практики — невероятные. В прошлом году наш тренер пригласила в Усть-Каменогорск мастера из Китая — Чэня Цзыцзюня. Он провёл мастер-класс и предложил поучиться у него на родине тайцзицюань.
Женщины согласились — и стали первыми из казахстанцев, кто тренировался в его Академии в деревне Ченьцзягоу.
***
— Узкие улочки, глухие заборы, за ними слышны звуки тренировок, — вспоминает Вера. — Наша Академия — шестиэтажное здание, самое высокое в деревне. Внутри — столовая, жилые комнаты, спортзалы. Погода была идеальной: в апреле уже не холодно, а временами даже жарко.
Тайцзицюань здесь — часть жизни. Местные жители выполняют упражнения во время бытовой рутины, и это никого в деревне не удивляет. Даже стены домов и местных магазинчиков, заборы школы и музея расписаны комплексами движений.
— В деревне всё говорит о тайцзицюань. И при этом она довольно зажиточная, — рассказывает собеседница. — Улицы — мощёные, дома — ухоженные. Землю используют рационально: если есть хотя бы кусочек, обязательно посадят овощи, зелень или розы. Всё аккуратно. Любопытно, что в деревне нет названий улиц и номеров домов. Почта работает так — звонят по телефону, и человек приходит забирать.
На улицах почти нет автомобилей. Люди передвигаются на мопедах: бабушки, мамы с младенцами, подростки. Деревня не похожа на ту деревню, которую мы себе представляем.
***
Уже в самолете устькаменогорцы заметили: Китай — это про скорость. Стюардессы, борт-персонал, сотрудники аэропорта двигаются быстро. Но Ченьцзягоу — исключение. Здесь всё неспешно.
— Тайцзицюань помогает замедлиться, — подчеркивает Вера. — Люди со всего мира приезжают сюда не только учиться, но и просто — чтобы замедлить ход мыслей, научиться быть в моменте.
Тайцзицюань — это боевое искусство, где все движения выполняются в расслабленном состоянии. Сначала это кажется странным, но постепенно тело и разум начинают «плыть» в потоке — и даже воздух ощущается плотным.
***
— Меня поразила еда, — делится подробностями собеседница. — Всё очень просто. Рис ели не просто каждый день, а по нескольку раз за день. Любопытно, что рис в воде у них называется супом (хотя в нем не было ни одного дополнительного ингредиента). Он варится без соли, пресный, но к нему подаются острые овощи. Сладкого нет вообще, хлеба — тоже, только лепёшки из постного теста.
Чай — не после еды, как у нас, а как отдельная церемония. Чай в пакетиках не признают, его считают мусором и даже не продают в местных магазинах. Все предпочитают заваривать листовой.
Каждое утро — вареное яйцо. Мясо — по минимуму, только в составе салатов и некоторых блюд. Зато много овощей и дикорастущей зелени. Вера вспоминает, как однажды увидела жену Мастера, срывающую одуванчики. В обед эти листья подали к столу — со специальным соусом.
— За десять дней я похудела на семь килограммов. Но было легко: еда не тяжёлая, и тренироваться можно уже через час-полтора после приема пищи.
***
— В Китае на нас смотрели с любопытством, — улыбается собеседница. — Дети иногда пугались, подростки разглядывали и пытались заговорить: тренировали свой английский. У нас по их меркам экзотическая внешность. Однажды целая группа китайцев попросила сфотографироваться со мной.
Ежедневно Ченьцзягоу посещали туристы: с фотоаппаратами, в сопровождении экскурсоводов, с шумом. Но они приходили и уходили. А устькаменогорцы — оставались: жили в деревне и вникали в ее ритм и быт.
— Мы видели, как начинается утро в Ченьцзягоу, — продолжает участница группы. — Женщины развешивают бельё, кто-то подметает двор, кто-то тренируется на улице. А вечером, проходя по улице, через открытые ворота внутренних двориков можно увидеть, как в семьях перебирают фасоль, играют в настольные игры. Это настоящее, не туристическое.
Несмотря на краткий срок пребывания в Китае, участницам удалось съездили в Шаолинь.
— Но, честно говоря, меня это не так впечатлило, — признаётся Вера. — Когда ты просто турист — ты видишь картинку. А когда живешь внутри — чувствуешь настоящую жизнь.
В овраге Ченьцзягоу и у ручья в Шаолине Вера бросила монетки — на счастье. И чтобы обязательно вернуться.
Фото из личного архива Веры Кисленковой