Ко Дню города в областном центре прошел необычный конкурс для усть-каменогорских семей, в которых растут двойняшки. Каждая такая семья по-своему уникальна. Нам удалось поговорить с двумя мамами, чьи дети выступали на этом конкурсе. У Айданы Сакыпжановой — четверо детей, среди которых есть двойня. У Айгерим Калигажиновой — семеро, и они с мужем воспитывают две пары двойняшек. Что самое сложное и самое веселое в таких семьях — узнавал наш корреспондент.
Быт и будни
В семье у Айданы Сакыпжановой и Серика Кайролдина подрастают четверо детей. Самый старший — сын Салауат, ему 10 лет. Потом родились двойняшки Аяна и Аяла. Девочкам сейчас по семь. Самая младшая в семье — четырехлетняя Әдемі.
— Когда в семье много детей и растет двойня, самое сложное — когда дети болеют! — признается Айдана. — Думаю, тут каждая мама со мной согласится, независимо тот того, сколько у нее детей. Во-первых, когда дети болеют — всегда переживаешь. Во-вторых, обычно ребятишки начинают недомогать не все сразу, не в один день. То есть кто-то один затемпературил, остальные — здоровые, бодрые, но в школу идти не хотят. Просят их за компанию тоже оставить дома. Приходится уговаривать, дети капризничают. Но если болеют одновременно трое или сразу четверо — это в разы сложнее.
Есть и бытовые трудности. Требуется пространство, чтобы организовать место, где дети будут спать, делать уроки. Айдана Сакыпжанова рассказала, что их девочки предпочитают спать вместе и домашние задания делают за одним столом.
Четверо детей Айданы Сакыпжановой и Серика Кайролдина
Помимо этого, когда в семье растут двойняшки, родителям приходится искать одинаковую одежду. А это непросто. В торговых отделах аналогичные модели часто бывают лишь по одному размеру.
— У нас все затраты умножаются на четыре, — улыбается Айдана. — Это касается одежды, обуви, «вкусняшек» и развития детей. Когда мы выбираем творческие кружки — сразу считаем, сколько нужно будет оплачивать в месяц. Да, для многодетных иногда предусмотрены скидки, это дает незначительную экономию.
Валерьянки, пожалуйста!
Айдана поделилась, что порой дети вытворяют ТАКОЕ, что хочется выпить валерьянки. Для успокоения.
— Думаю, в каждой семье бывают ситуации, когда у родителей глаз нервно дергается, — отмечает Айдана. — У меня такое происходит в моменты детских ссор, когда ребятишки ругаются, спорят, никто не хочет уступать. Особенно сложно вечером, если дети устали. Как сохранять спокойствие? Нужно напоминать себе, что всё проходит и детские ссоры тоже пройдут. Когда ребятишки станут взрослыми — еще верить не будут, что в детстве не хотели делиться игрушками.
Моя собеседница с благодарностью отмечает, что в бытовых вопросах и в воспитании детей им очень помогает бабушка. В многодетной семье еще один взрослый и дополнительные руки нужны всегда.
— Часто слышу в автобусе или трамвае в адрес своих девочек: «Ой, как они у вас похожи!» — смеется Айдана. — А мне Аяна и Аяла кажутся разными, особенно сейчас, когда дочки подрастают и у них формируется разное телосложение. Но в детском саду их часто путали. Да и в школе такое бывает. Вот это, наверное, самое забавное в семьях с двойняшками. У нас всегда есть истории, которые можно вспомнить и посмеяться.
Двойное счастье — в квадрате
У Даурена и Айгерим Калигажиновых семеро ребятишек. У них очень редкая, даже уникальная ситуация: в их семье растут две пары двоен!
— Мы с супругом не думали, что станем многодетными, — признается Айгерим. — Помню, в начале семейной жизни муж сказал: «Нам бы дочку и сына — да и хватит!» Но получилось так, что сперва у нас рождались только девочки, среди них были двойняшки — Аяла и Дария, им сейчас по восемь лет. Когда у нас было уже пять девочек, я узнала, что беременна и будет снова двойня. На этот раз мальчики. Сейчас Амиру и Дамиру — семь месяцев. И я очень благодарна Всевышнему за такую большую семью.
По словам многодетной мамы, в ее роду ни у кого не было двойни. А вот у родственников мужа есть факты рождения близнецов.
— Сыновья — разные, а вот девочки похожи между собой, — подмечает Айгерим. — За все эти годы было три – четыре случая, когда я сама перепутала дочек! И это неудивительно, так как я покупаю им одинаковую одежду, косы заплетаю одинаково. Правда, со временем обувь я стала приобретать им разного цвета — чтобы даже издалека гарантированно их различать. Вообще они любят разыгрывать соседей и даже морочили голову учителям своим похожим внешним видом.
По мнению Айгерим, воспитывать дочек ей легче, чем сыновей. Даже когда девочки были младенцами, они росли спокойными. Мальчики — лидеры, более шустрые, нетерпеливые, каждый хочет поскорее оказаться у мамы на руках. Ждать никто из них не любит.
— Хорошо, что девочки уже подросли, и сейчас они настоящие помощницы! Могут успокоить, поиграть, спать уложить и колыбельную братьям спеть, — с удовольствием отмечает Айгерим. — Девочки ходят на вокал, у них прекрасные голоса.
Финансовый вопрос
В материальном плане, наоборот, с девочками-двойняшками было сложнее. Тогда еще семья Калигажиновых не входила в категорию многодетных. Соответственно, и помощи от государства не получала. Все расходы, связанные с оплатой детского сада, вокала и хореографии, автоматически умножались на два.
— Сейчас мы, как многодетные, имеем льготы — бесплатный детский сад, бесплатное питание в школе, помощь при покупке формы и обуви, — перечисляет Айгерим. — Кто-то считает, что пособие мизерное, а поддержка государства — незначительная, но я ценю всё, что мы сегодня получаем. Раньше и этого не было, поэтому я могу сравнивать.
Да, это все наши!
На улицах Усть-Каменогорска прохожие часто обращают внимание на семью Калигажиновых.
— Если я иду со всеми детьми, постоянно слышу реплики: «Это что, все ваши?!» Реагирую спокойно — да, мои, — делится Айгерим. — Еще часто слышу в свой адрес похвалу: «Ой, какая молодец!» — и вот это мне не нравится. Я считаю, что каждая мама — герой. Это огромный труд — растить детей, независимо от их количества. Бывает, что с одним ребенком сложнее, чем с семерыми, когда старшие уже подросли и могут взять на себя часть обязанностей. И еще мне помогает свекровь, мы живем одной большой семьей, а у кого-то нет такой помощи. Поэтому всё относительно.
Семьи с двойняшками и близнецами — это особый вид отношений. Айгерим много раз замечала, что у Аялы и Дарии есть невидимая внутренняя связь. Девочки скучают друг без друга, всегда помогают, поддерживают свою «двойняшку». Мальчики пока слишком малы, чтобы делать о них какие-то выводы.
Главный секрет
У Айгерим все пятеро девочек — очень самостоятельные. Сами моют посуду, умеют стирать и готовить несложные блюда.
— Я считаю, что вообще в этом главный секрет успеха многодетной семьи. Если у тебя семеро ребятишек — ты физически всё успевать не можешь, — объясняет Айгерим. — Сейчас многие мамы делают из детей «бытовых инвалидов». Но они, наоборот, должны быть самостоятельными. Я принципиально никогда не собираю игрушки. Сразу приучала их делать уроки самостоятельно. Сейчас моя третья дочка пошла в первый класс, я занимаюсь с ней ровно 20 минут, со второй четверти она сможет уже сама выполнять задания. Старшие девочки сами утром встают, собираются в школу. И до 10 лет я не даю детям телефоны, поэтому у них есть время освоить все бытовые навыки. И им полезно, и мне проще: отдохнувшая мама — счастливая мама! Тогда и на шалости реагирую спокойно: это дети, и они имеют свойство вырастать. Я довольно строгая, но в сердце столько любви и ласки, что хватит на всех! Проверено!
Ирина Краскова
Фото из семейных архивов героев публикации