Ушановское кладбище давно закрыто для захоронения. Однако люди ещё приходят сюда на могилы своих родственников и поражаются захламлённости этого городского погоста. Кучи мусора на могилах, поваленные деревья. А то и вовсе чужое надгробие на месте родной могилки. Пожилая жительница Усть-Каменогорска обратилась в Общественный совет ВКО с просьбой помочь в наведении порядка в старинном месте упокоения. Проблемы Ушановского и других кладбищ города были рассмотрены на заседании Комитета по вопросам ЖКХ. К сожалению, без присутствия представителей власти.
Погребены… под мусором
На могиле сына у Анны Николаевны не получается бывать слишком часто. Годы и здоровье уже не те. Но уж два раза в год — на Родительский день и перед наступлением зимы — пенсионерка обязательно нанимает такси и едет на погост. Придя к сыну нынешней осенью, Анна Николаевна была потрясена тем, что он оказался буквально погребён под огромной кучей хлама, который снесли к его оградке заботливые родственники людей, похороненных по соседству. Пенсионерке было не под силу вручную переместить стихийную свалку куда-нибудь подальше. Не видя иного выхода, она пожаловалась на беспорядок в Общественный совет ВКО.
— В заявлении говорилось, что кладбище заросло бурьяном и валежником, подойти к могилкам практически невозможно, — рассказывает руководитель Комитета по вопросам ЖКХ при Общественном совете ВКО Владимир Грицай. — Заявительница — женщина в возрасте. Пока она ещё может как-то наводить порядок на могиле сына. Но просит, чтобы власти города обратили внимание на то, что своевременная уборка на кладбищах не производится. Санитарное состояние оставляет желать лучшего.
Для проверки информации, указанной в заявлении, на погост выехала мониторинговая группа Комитета по вопросам ЖКХ. В эту предзимнюю пору Ушановское кладбище обычно пустует. Общественники не встретили никого из горожан, пришедших помянуть своих родных или прибрать на могилке. Зато на центральных дорожках работала техника. Да и вообще было непривычно чисто. Горы мусора, много лет громоздившиеся вдоль аллей, оказались вывезены. Только на краю кладбища, где покоится сын Анны Николаевны, большие кучи остались практически нетронутыми. В глубину погоста — туда, где нет тропинок, приходится петлять среди могил и перелезать через ржавые, покосившиеся оградки, — мониторинговая группа зайти не рискнула. Даже с дороги было видно, что там царит полный хаос. Громадные деревья проросли через захоронения. Некоторые успели сгнить и упасть, ломая оградки и памятники. Этот бурелом никто не убирает.
— Факты, указанные в обращении, подтвердились, — констатирует Владимир Грицай. — К сожалению, туда не приехали представители городского отдела ЖКХ. Зато был руководитель фирмы, которая в этом году ухаживает за Ушановским кладбищем. Он сказал, что они как раз занимаются вывозом мусора. Мы нашли могилку сына заявительницы. Что там было — словами не расскажешь! Мы попросили подрядчика, чтобы всё это убрали. Погрузка была организована вручную, потому что всё было навалено на могилы. Три КамАЗа оттуда вывезли. Заявительница осталась довольна. Но ведь это только часть работы. А нужно следить за всем этим постоянно.
Живые и мёртвые
Ушановское кладбище — старейшее из сохранившихся в Усть-Каменогорске. К слову, оно было седьмым по счёту. Более старые некрополи, располагавшиеся на месте парка Касыма Кайсенова, центральной площади и возле Ульбинского моста, были снесены и начали застраиваться ещё в дореволюционное время. Город живых неуклонно теснил «город мёртвых».
Площадь Ушановского кладбища составляет порядка 70 гектаров. Хоронить на нём начали ещё в XIX веке. Там лежат именитые купцы, казаки и офицеры местного гарнизона. Там же хоронили солдат австро-венгерской армии, умерших в плену в период Первой мировой войны 1914 – 1918 годов. Но самой значимой для города, безусловно, является могила Евгения Петровича Михаэлиса — политического ссыльного и друга великого Абая. Михаэлис умер в 1913 году. Его могила находится в реестре культурно-исторических памятников, охраняемых государством.
На сегодняшний день Ушановское кладбище давно закрыто для захоронения. Большинство могил обветшало и находится в запустении, потому что людей, которые за ними ухаживали, уже нет в живых, или же они покинули Усть-Каменогорск. Но подзахоронение в родственных могилах там всё ещё практикуется. Случаются и эпизоды, когда разоряют чужие могилы, чтобы положить новых покойников. Об одной такой истории мы писали нынешним летом. Женщина, живущая в ФРГ, обнаружила на месте отцовской могилы захоронение совсем другого человека.
Подобные картины захламлённости и запустения наблюдаются практически на всех старых кладбищах современного Усть-Каменогорска: на Аблакетке, Защите, Новом Примыкании. Образцовым порядком может похвастать разве что мусульманское кладбище в районе села Самсоновка. Во многом это связано не только с добросовестной уборкой, но ещё и с тем, что у мусульман не принято нести на могилы живые цветы и высаживать рядом деревья.
— Мы сами зачастую виноваты в том, что у нас творится на кладбищах, — замечает депутат городского маслихата Алла Лоскутова. — Видим, что захоронение заброшенное, родственников нет. И сами складываем на него свои мешки, весь мусор, который собрали в процессе. Не несём в отведённое место.
Даже в том случае, когда появляются энтузиасты, которые приводят в порядок не только родную могилку, но и уголок кладбища возле неё, это зачастую приводит к обратному результату. Мусор в таком уголке начинает появляться на регулярной основе.
— Перед Родительским днём я, можно сказать, постоянно живу на кладбище, — рассказывает член Совета самоуправления Аблакетки Раиса Сальникова. — Всю неделю караулю. Место отвела, даже написала таблички сама, куда складировать. Так от себя отгребают и ко мне несут. Мне «Гидросталь» самосвал даёт, помогает вывозить. Людей сама нанимаю. Только от себя вывезу, тут же снова навалят. Теперь поверили, что я могу вывозить, и все сюда несут.
Средств недостаточно
В нынешнем году тендер на уборку Ушановского кладбища выиграла та же организация, которая содержит мусульманское кладбище за Самсоновкой, — ИП «Комек». Подрядчик признаёт, что он и не подозревал о масштабах проблемы, пока с ней не столкнулся.
— Я уже 15 лет занимаюсь мусульманским кладбищем, — рассказывает руководитель ИП «Комек» Бауржан Кусаинов. — Нынче меня попросили взять проблемное Ушановское кладбище. Там лет семь не убирали. Фирмы были несерьёзные: тендер выигрывали, но не чистили. Там уже не кладбище, а свалка. Я подписался не глядя. А потом назад отступать было поздно. Зашёл — и ужаснулся. Вывез 243 КамАЗа мусора на свалку. Каждый КамАЗ обходится в 25 – 27 тысяч тенге. И это всё за свои средства. На следующий год не возьмусь.
Размер тендера на обслуживание Ушановского кладбища в 2024 году, по словам подрядчика, составлял два миллиона тенге. К слову, зимой 2018 года на него выделялось три миллиона тенге. Этих средств оказалось недостаточно. Бауржан Кусаинов обратился к депутатам городского маслихата с просьбой выделить дополнительное финансирование для приведения кладбища в порядок. По его расчётам, требовалось ещё шесть – семь миллионов тенге. Дополнительную сумму одобрили депутаты, но не пропустил горфинотдел. Такие средства на уход за кладбищем не были заложены в бюджет. Получилось, что предприниматель, убирая старый погост, фактически весь год занимался благотворительностью.
А если взяться всем?
Чтобы привести в порядок Ушановское кладбище сегодня, требуются огромные деньги и огромные людские ресурсы. Обычные объемы финансирования и методы уборки здесь уже не решают проблему. Техника не может зайти в глубину кладбища. А люди, убирая на могилах, не всегда несут мусор хотя бы к дорожкам.
Другую проблему составляют упавшие деревья. По мнению руководителя Комитета по вопросам ЖКХ, в список работ по уходу за кладбищами при разыгрывании тендера необходимо включать распил и вывоз сухостоя. Одним из вариантов могло быть предложение жителям частного сектора попилить этот валежник на дрова. Таким способом попробовали очистить кладбище на Аблакетке члены местного Совета самоуправления. Но люди не стали брать это топливо из-за поверья, будто любая вещь, принесённая с кладбища, приведёт в дом смерть.
Общественный совет предложил ряд мер, которые призваны хотя бы сдвинуть с мёртвой точки проблему уборки на кладбищах.
Первое предложение адресовано депутатам. В Казахстане нет практики инвентаризации могил. Это приводит к тому, что захоронения теряются, если крест упал или памятник украли. Также создаётся возможность для криминальных захоронений и разорения чужих могил ради упокоения своих родных. Если на государственном уровне пока нет нормативного акта, прописывающего обязательную инвентаризацию могил на кладбищах, то необходимо разработать его хотя бы на местном уровне. Кстати, это поможет людям призвать к ответственности в гражданском порядке «соседей», которые навалили хлам на чужие могилы. Ведь разобраться, кто его принёс, станет значительно проще.
Было предложено также существенно увеличивать финансирование на санитарное содержание муниципальных кладбищ в зависимости от объёма работ. И по возможности разыгрывать тендер не на год, а хотя бы на два-три. Чтобы подрядчик успевал довести до конца начатые работы.
Упорядочить очистку всех кладбищ можно через организацию специальных мест для свалок, а также кладовок для хранения инвентаря, которым могли бы воспользоваться люди, приезжающие наводить порядок на могилах. Организовать постоянное пребывание сторожей на кладбищах, в том числе и закрытых. Оплачивать эти рабочие места можно было бы за счёт государства по программе «Енбек».
Впрочем, на историческом Ушановском кладбище объём проблем таков, что решить его, пожалуй, можно только всем миром. Интересные варианты озвучил исполнительный секретарь Восточно-Казахстанского филиала партии «Байтак» Алмаз Джакишев. Он предложил организовать очистку погоста казахским обычаем «асар». Призвать народ поучаствовать в уборке, а также напомнить об уважении к чужим могилам и недопустимости их захламления могли бы священнослужители в мечетях, церквях и синагоге.
— В целях сохранения исторической и культурной ценности кладбища, где покоится выдающаяся историческая личность Михаэлис Евгений Петрович, необходимо разработать комплекс мероприятий по уборке территории и организации пространства для сбора инвентаря, — подчеркнул Алмаз Джакишев. — Михаэлис был не только значимой фигурой в своей области, но и другом великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева, что подчеркивает его влияние и важность в культурной истории региона. Также надо регулярно организовывать мероприятия, посвященные памяти Евгения Петровича и его дружбе с Абаем Кунанбаевым: лекции, выставки или памятные дни. Это будет способствовать повышению интереса к их личностям и деятельности, а также укрепит культурные связи между народами.
К проекту предлагается привлечь волонтёров, молодёжь, заинтересованную в сохранении культурно-исторического наследия. Кстати, ребята могли бы помочь не только в уборке внутри кладбища, но и в инвентаризации и поиске исторических захоронений. Это, безусловно, обогатило бы наши знания об истории родного города.
Ирина Плотникова
Фото автора и Елены Бредихиной