Упавший близ Актау самолет Embraer 190. Фото МЧС По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей направить черные ящики самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) свидетельствует о серьезности, ответственности и объективности подхода Астаны к расследованию трагического крушения Embraer 190, случившегося 25 декабря в Актау.
По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей направить черные ящики самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) свидетельствует о серьезности, ответственности и объективности подхода Астаны к расследованию трагического крушения Embraer 190, случившегося 25 декабря в Актау. Как отметил Аркадий Дубнов, решение Казахстана соответствует мировой практике в области расследования авиакатастроф. «Черные ящики воздушных судов, потерпевших аварию, как правило, исследуются в странах-производителях этих самолетов. Самолеты Embraer производятся в Бразилии и пользуются высокой репутацией за свою надежность и удобство в управлении. Недаром среди авиационных специалистов эти среднемагистральные самолеты называются «самолетами для пенсионеров». Дело в том, что они полностью управляются автоматикой и вмешательство пилотов требуется лишь в случае форс-мажорных ситуаций, что и было предпринято в случае азербайджанского самолета», – рассказал политолог. Но в результате внешнего физического воздействия была выведена из строя гидравлика, ручное управление оказалось невозможным, подчеркнул Дубнов. «Разумеется, определение причин столь беспрецедентного отказа гидравлики и систем автоматики должно быть профессиональным, без угождения какой-либо версии, навязанной по политическим соображениям. Но именно подобная опасность возникла бы, если бы руководство Азербайджана пошло навстречу российской стороне, предлагавшей передать черные ящики Межгосударственному авиационному комитету (МАК), структуре, созданной в рамках СНГ», — добавил он. Как отмечает Аркадий Дубнов, поскольку МАК располагается в Москве, в Баку обоснованно опасались, что давление Кремля при расследовании окажется решающим для сокрытия ответственности российских гражданских и военных чиновников за работу ПВО над Грозным. «О недоверии Баку к россиянам ясно говорит более чем откровенное интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева, где он заявляет прямо: «Самолет был сбит Россией». Более того, он утверждает, что в России стремятся «замять» эту историю. С его упреками и подозрениями трудно спорить, ведь Москва три дня молчала, не желая признавать очевидные свидетельства физического воздействия на Embraer и продолжая настаивать на «птичьей» версии и версии взрыва кислородного баллона в салоне. При этом представитель Кремля Дмитрий Песков предлагал не спешить с выводами и дождаться результатов расследования, очевидно полагая, что им будет заниматься МАК. Именно поэтому трудно переоценить выверенное решение руководства Казахстана, не поддавшегося на предложение Кремля передать черные ящики в Россию», — считает эксперт. По мнению Аркадия Дубнова, предложение о передаче ящиков в МАК казалось тем, от которого раньше было невозможно отказаться. «Но мы видим, что времена изменились, определенно наблюдая слом эпох в отношениях самого ближнего окружения России с Кремлем. Доверие к метрополии на постсоветском пространстве катастрофически падает, история вассальных отношений «старшего брата» с «младшими» на наших глазах уходит в прошлое». Еще один пример этому — заявления депутатов парламента Узбекистана с жесткими требованиями извинений от главы Чечни Кадырова, подчеркнул Аркадий Дубнов. «В день катастрофы Embraer он неожиданно обрушился в адрес узбекских политиков с неприкрытыми угрозами. Эскапады Кадырова выглядели очевидным стремлением резко сменить тему в публичной сфере, которая была полностью занята обсуждением версий безответственности действий ПВО над Грозным. Напомню, кстати, что Ильхам Алиев в своем интервью, говоря о запрете полетов азербайджанских самолетов в ряд российских городов, отметил, что если со временем эти полеты возобновятся, то в Грозный летать они больше не будут», — подытожил политолог. Напомним, 29 декабря Министерство транспорта сообщило, что Казахстан направит черные ящики разбившегося самолета Azerbaijan Airlines в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA). Решение принято «с учетом рекомендации ИКАО и проведенных консультаций с авиационными властями Азербайджана и России». 25 декабря 2024 года в трех километрах от аэропорта Актау произошла трагическая авиакатастрофа с участием самолета Embraer азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL). Самолет, выполнявший рейс Баку – Грозный, потерпел крушение при попытке экстренной посадки. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа. Расследование катастрофы возглавляет Казахстан в соответствии с Конвенцией ИКАО. В работе участвуют специалисты из Азербайджана, России, международные эксперты и представители Embraer. Черные ящики изъяты и расшифровываются с участием международных экспертов. Азербайджанские СМИ, а также Euronews и Reuters, опубликовали материалы, в которых обсуждается версия о работе российских средств ПВО как одной из причин катастрофы. 28 декабря Владимир Путин принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России, и еще раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. 29 декабря Ильхам Алиев сообщил, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. По его словам, судно привели в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Кроме того, президент Азербайджана заявил о требованиях к России. «Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, она должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности, а Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должна быть выплачена компенсация. Это наши условия. Первое из них было выполнено уже вчера. Я надеюсь, что остальные наши условия также будут приняты», — сказал Алиев. По информации МЧС Казахстана, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа: Среди выживших граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое. Среди казахстанцев выживших нет. Список погибших казахстанцев: Источник: tengrinews.kz
Крушение самолета в Актау: что произошло?
Расследование и версии
Сколько пассажиров было на борту