Мы перекроем дорогу! Не надо у нас искать нефть и газ, гадить землю — сельчане
— Но конечная цель какая? Добыча же, — не унимались жители. – Мы лучше дверь закроем сразу, и никаких разрешений мы не дадим.
— От участка, где будут проводить геологоразведку, до границы Каргалинского водохранилища всего 1 километр. Работы хотят проводить зимой, пока земля замерзшая. А что будет весной? Где гарантия, что после ваших сейсморабот не прорвет дамбу? Там с советского времени не было ремонта. Вокруг водохранилища много родников. Они все высохнут и пострадают не только два села – все остальное до города.. Мы 4-й раз объясняем – не надо у нас ничего искать, а вы как фашисты! Пришли и хотите все взять. А мы хотим спокойно жить. На территории сел 4 археологических памятника. У нас лоси, кабаны, косули, птицы, вы хотите все уничтожить?! — выступил Жанат Ергалиев.
— Мы обращались к акиму области, он нас отправил к экологам, те еще 24 ноября прошлого года дали ответ: «КазНефтеГазПроекту» отказываем в проведении геологоразведочных работ. Что еще нужно? – продолжал он.
— Дайте сказать от лица молодежи, — поднялся парень с места. – Если здесь начнется разведка, молодежь готова пойти на перекрытие трассы, громить технику, будет большой шум! – в зале раздались аплодисменты.
— А я скажу от аксакалов, — обратился пенсионер Еласкан Елеусизов. – Есть закон, по которому местным жителям должны предоставлять земли для ведения хозяйства, но нам их не дают, зато отдают карьерам, для строительства дороги, теперь на разведку. А это очень ценные по балл бонитету земли. Я подготовил об этом письмо президенту, так ко мне домой приехали замакима района, замначальника милиции, аким села, председатель маслихата… Уверяли, что нас больше трогать не будут. Я письмо не отправил — вы приехали снова. Но у нас же есть права! «Мы – не рабы!».
— Дайте, мы разъясним. До дамбы мы не дойдем…, — начал объяснять Расул Майлыбаев, замдиректора «КазНефтеГазПроекта», но его перебили.
— Не надо ничего разъяснять. Пусть на миллионы лет есть запасы газа и нефти, какая народу от этого польза? Мы как арабы будем жить? Посмотрите на экологию Жанажола, Сарколя, Кенкияка. В Актобе газа нет уже 5 месяцев, люди в очередях стоят. Зачем нам такой газ? Вам сказали: не надо у нас ничего разведывать, почему вы это не поймете? Чтобы защитить села, мы пойдем до конца.
— Средства от добычи подойдут в бюджет…
— А от бюджета нам что? 25 тысяч тенге на рождение ребенка? Прямо мы разбогатели. Вам сказали: нет, услышьте наконец!
В зале снова раздались аплодисменты.
— У вас есть вопросы по проекту? Мы хотим разъяснить, — снова обратился Расул Майлыбаев.
— Вопросов нет, есть ответ: мы против разведки и добычи.
— Давайте слово предоставим эксперту из КазНИГРИ, — начал аким села Самат Изтлеуов, но его перебили, а эксперта усадили на место.
— Проект нужен, чтобы ваши дети не топили дома кизяком…
— Да мы скоро и так кизяк топить будем, на заправках газа и так нет.
Аким еле угомонил народ. На этом гости уехали, жители стали собирать подписи.