Внедрение системы электронных платежей ONAY! в общественном транспорте Караганды стало не просто технологическим новшеством, а настоящей реформой, кардинально изменившей управление пассажирскими перевозками в шахтерской столице. Система позволила создать абсолютно прозрачную картину пассажиропотока, что стало ключом к дальнейшим преобразованиям.
Как пояснил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ Караганды Темирлан Талдыбаев, точные данные о количестве пассажиров позволили отказаться от устаревшей практики планов по выручке и, как следствие, от услуг кондукторов. Это напрямую отразилось на безопасности: водители перестали устраивать гонки за пассажирами и теперь строго придерживаются графика. «Сейчас все водители работают строго по расписанию, без спешки и давления. А для детей до 18 лет введен бесплатный проезд», — подчеркнул Талдыбаев.
Масштабы перевозок впечатляют: по данным акимата, ежедневно городские автобусы совершают от 230 до 250 тысяч поездок. Это означает, что около 160–170 тысяч карагандинцев каждый день пользуются общественным транспортом. На линии выходят 460 автобусов из семи автопарков города, а за соблюдением правил оплаты проезда следят более 50 контролеров.
Одним из главных преимуществ цифровизации стала финансовая прозрачность. Теперь государственные субсидии распределяются не приблизительно, а адресно, на основе реальных данных о загруженности каждого маршрута. Такой подход позволяет не только поддерживать существующую сеть, но и направлять средства на обновление автопарков, улучшение условий труда водителей и повышение качества обслуживания в целом.
Однако, несмотря на видимые успехи и ежедневную выручку, которая, исходя из статистики, достигает 23–25 миллионов тенге, перевозчики заявляют о нехватке средств. По их словам, текущий доход вместе с субсидиями не покрывает реальную себестоимость перевозок. В связи с этим в городе все чаще поднимается вопрос о необходимости повышения тарифа на проезд.
Таким образом, электронное билетирование сделало транспортную систему Караганды более управляемой, безопасной и ориентированной на нужды пассажиров. Вместе с тем оно выявило экономические проблемы отрасли, поставив перед горожанами и властями вопрос о новой, экономически обоснованной стоимости проезда.