В Костанайской области РВП выдано больше 2,6 тыс. гражданам соседней страны, пишет ИА “ТоболИнфо”.
После начала конфликта между Россией и Украиной Казахстан пережил волну приехавших сюда релокантов. Часть из них прошла транзитом, кто-то задержался временно, а часть осела здесь. Если не навсегда, то пока надолго.
По информации «Курсива», с 1 января по 1 сентября 2023 года ВНЖ в Казахстане «для работы» получили 50 784 россиянина, а с января по сентябрь 2024 года — 33 209 россиян.
Как уточнили в департаменте полиции Костанайской области, с начала текущего года в регионе выдано и продлено РВП «для работы» 6 244 гражданам иностранных государств, в том числе 2 639 — России (по состонию на ноябрь 2024 года).
Напомним, что граждане России, постоянно проживающие на территории РК по ВНЖ, вправе устраиваться на работу на общих основаниях и в соответствии с действующим трудовым законодательством Республики Казахстан. Если нет ВНЖ, то можно оформить РВП.
«ТоболИнфо» собрал истории нескольких россиян, которые из-за политической обстановки покинули свою страну и устроились на работу в разных городах Казахстана. Тяжело ли найти хорошую вакансию? Как быстро удалось оформить документы? Охотно ли у нас берут на работу россиян?
ЕРМЕК
Наш первый герой — казах, который проживал в России и там же трудился медработником. Когда началась война, он принял решение уехать и сначала устремился в Астану. Там у него случился печальный опыт.
— У меня тогда еще не было ВНЖ, я устроился в одну из больниц Астаны, отработал месяц, а мне не заплатили, — смеется Ермек. — Со мной заключили договор оказания индивидуальных услуг, но это все оказалось какой-то «филькиной грамотой». Потом я приехал в Костанай, уже оформил все нужные документы, и меня без проблем трудоустроили, как и других граждан РК, на таких же условиях. Могу сказать, что в Казахстане охотно принимают на работу врачей из России. Например, в Костанае есть такие учреждения, куда местные уже неохотно идут, так как уже там поработали и знают все «минусы». Они в курсе, что сначала руководство обещает хорошие выплаты, а затем их урезает. Россияне об этом не знают, поэтому многие из тех, кто приехал, пошел работать именно туда.
АНДРЕЙ
Молодой человек переехал из Самары в Астану в начале 2023 года. Андрей признается, что в России его беспокоило постоянное ощущение экономического (и не только) упадка в будущем, он боялся, что в ближайшей перспективе в стране будет только хуже и хуже.
— Поэтому я решил, что чем раньше начну переезд, тем больше времени у меня будет на адаптацию на новом месте, — отмечает Андрей. — Работу я начал искать сразу по приезду в Казахстан. По специальности я системный администратор. Сложностей особо не ощутил, особенно при комплексном подходе к поиску. Интересно, что на работе у меня оказалось еще два россиянина, кроме меня. Меня оформили официально, РВП я получил в срок. Правда, практически в последний день, но без просрочек. Трудовой договор сильно отличается от российского, у нас такой был бы невозможен, права работников в России в договоре более защищены. Но на практике я не сталкивался с нарушением прав.
А что насчет зарплаты? Где лучше платят? Андрей говорит, что сейчас в Астане он получает ниже, чем в России. Но есть нюанс.
— У меня зарплата в России за военный 2022 год сильно выросла, а так сейчас я получаю примерно на довоенном уровне, — уточняет мужчина.
ВАЛЕНТИН
Наш третий герой — почти что путешественник. В поисках лучшей жизни в 2022 он покинул Россию и успел пожить в Грузии, Турции, Сербии, Астане. В данный момент Валентин осел в Алматы.
— У меня были попытки остаться в Грузии и Сербии, но там не получилось с работой, не было постоянного места. Я работал удаленно в сфере маркетинга, но затем мне поступило предложение от одной компании из Казахстана, я согласился, — рассказывает Валентин. — Честно скажу, я не собирался оставаться в Казахстане, но вакансия очень хорошая, поэтому я поехал. Сейчас я зарабатываю больше, чем мои коллеги в России. Это не космические деньги, чтобы каждую неделю летать на отдых и снимать апартаменты у «Есентая», но мне хватает на аренду жилья и комфортную жизнь по меркам Алматы.
Валентин говорит, что РВП для работы он получил в срок, но процесс показался длительным и муторным. То же касается и дактилоскопии, которая, как оказалось, тоже нужна для трудоустройства.
— Неприятно было ходить в правительственные здания, ЦОНы, они сильно перегружены, их количество в Алматы не закрывает потребность населения. ЦОНов, по моему мнению, должно быть больше раза в два, потому что везде огромные очереди, — делится впечатлениями россиянин. — Казахстан — продвинутая страна, в банковской сфере некоторые моменты лучше, чем в России, но вот эта процедура дактилоскопии просто ужасна. Онлайн записаться нельзя, едешь на другой конец города, берешь листочек, записываешься… Это все странно. У моих знакомых были истории, что они по три раза сдавали отпечатки пальцев, так как они куда-то пропадали.
Есть ли в компании, где работает Валентин, еще россияне? Он говорит, что да. Но это не потому, что казахстанцы плохи в своем деле…
— Я искал к нам в команду людей, но тяжело найти специалистов на местном рынке, потому что рынок сам по себе маленький, все уже заняты или совмещают. А нам нужны были те, кто не совмещает, может дать хороший результат и чтобы это не стоило огромных денег. По этим причинам нам пришлось переключиться на россиян, — заключает Валентин.
АЛЕКСЕЙ
Алексей переехал в Казахстан сразу после начала войны. Он проживал в Новосибирске, и уехал оттуда на своей машине в Павлодар.
— За неделю до начала войны мне позвонили из военкомата. Это было странно. Потом звонки стали чаще, я телефон уже не брал, а потом и вовсе решил уехать, по крайней мере на время, — вспоминает Алексей. — Я переехал на машине, сначала таксовал в Павлодаре, параллельно закинул резюме на Head Hunter. Через месяца три меня пригласили на работу в сеть супермаркетов, я занимаюсь закупом и снабжением. По моему опыту, иностранцев на работу в Казахстане берут охотно. У нас в компании на руководящих должностях двое россиян. Причем их не просто берут на работу, а приглашают, не ждут, пока кто-то приедет.
Алексей говорит, что в Казахстане ему предложили большую зарплату, чем он получал в Новосибирске. Также здесь у него пошел карьерный рост, чего не было в России.
— С оформлением РВП проблем не было. Компания аннулировала мое прошлое и сделало новое на основании трудоустройства. Заморочек не было, все через ЦОН делается, — подытожил Алексей.
СПРАВКА
Напомним, что разрешенный срок пребывания в Казахстане для граждан государств-участников Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Армения) заканчивается по истечении 90 календарных дней со дня пересечения границы, суммарно 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 календарных дней.
В случае пребывания свыше установленного срока иностранным гражданам необходимо обратиться в компетентные органы для оформления соответствующего разрешения.
Для осуществления трудовой деятельности на территории РК временно пребывающие граждане РФ вправе заключить трудовой договор с работодателем, лично оформить ИИН нерезидента и пройти в миграционной службе дактилоскопическую регистрацию.
Принимающая сторона предоставляет услугодателю перечень документов через филиалы НАО «Правительство для граждан» или портал электронного правительства.
При отсутствии оснований для отказа государственная услуга предоставляется бесплатно (государственная пошлина не предусмотрена) в течение одного рабочего дня.
Татьяна ФАЙЛЬ, иллюстрации созданы с помощью ИИ