В обычное время его студия 3D-Simple производит различные детали, заказчиками которых являются крупнейшие заводы области. А под Новый год из принтеров, как по волшебству, начинают рождаться яркие осьминожки, змейки и елки.
Корреспонденты «НК» побывали в студии 3D-печати Игоря Коваля, который вот-вот облачится в костюм Деда Мороза, соберет в мешок игрушки и отправится поздравлять особенных детей.
В студии 3D-Simple успокаивающая обстановка. Здесь тепло, его создают печатающие принтеры, они же издают «белый» шум, который добавляет медитативности в атмосферу. Нас встречает основатель студии.
– Продемонстрируете, как работает 3D-печать?
– 3D-моделирование и 3D-печать тесно связаны между собой. Сначала создается 3D-модель объекта с помощью программного обеспечения, после она используется в процессе 3D-печати. Для успешного результата важно качественное моделирование. Ошибки могут привести к проблемам при печати или даже к невозможности напечатать объект. 3D-печать, также известная как аддитивные технологии, – это процесс создания физических объектов из цифровых моделей путем последовательного добавления материала. Это происходит в несколько этапов, где объект формируется слой за слоем. Есть разные методы такой печати. FDM (Fused Deposition Modeling) – один из наиболее распространенных, при нем термопластичный материал нагревается и экструзируется через сопло. В SLA (Stereolithography) используется ультрафиолетовое излучение для затвердевания фотополимерной смолы. В SLS (Selective Laser Sintering) лазер сплавляет порошковые материалы, создавая прочные конструкции. В DLP (Digital Light Processing) печать происходит с помощью проекторов, которые затвердевают слой смолы.
– Как пришла идея создания студии?
– Мне оба мои образования очень пригодились в этом деле. Я бакалавр по специальности «транспорт, транспортная техника и технологии» и магистр технологических машин и оборудования по направлению «Автомобильная инженерия». Все это связано с моим сегодняшним делом. С учетом того что мы создаем большинство деталей инженерной направленности, в том числе и автомобилестроения, инженерии, важно иметь какую-то базу. Произвести это, не имея технических азов, тяжело. Я работал в одном из университетов города и преподавал дисциплины, связанные с 3D-моделированием, инженерной графикой, проектированием. Затем учебное заведение приобрело 3D-принтер, на котором я напечатал какой-то кубик и понял, что это можно монетизировать. Купил один принтер, второй, третий… Уволился из университета, стал работать фитнес-тренером: я уже много лет увлекаюсь силовым троеборьем. Попутно развивал 3D-печать. Позже ушел из тренерства и полностью посвятил себя студии. На данный момент у меня 30 принтеров.
– Где их закупаете? Они дорогостоящие?
– Китай или Россия. Цена начинается от 250 тысяч тенге и до бесконечности. Недавно ездили на местное предприятие, они купили принтер за 20 млн, мы его настраивали. Оказываем услуги по 3D-печати, сканированию, моделированию, поставляем расходники и комплектующие, настраиваем и обслуживаем принтеры. Они достаточно экономные в плане потребления энергии. Принтер потребляет менее 500 ватт в час.
– Насколько прочная 3D-печать?
– Усилить деталь мы можем используя композитные материалы и улучшив 3D-модель самой детали. Карбоновое волокно, нейлон, стекло делают детали крепкими и выносливыми. Заправляем материалы в принтер в зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться деталь.
– Какой был ваш самый большой заказ? С какими организациями вы работаете?
– Как-то раз печатали 500 деталей на протяжении месяца. Наши заказчики: «Солнечный», «Алюр», «Технопарк», «Костанай плаза», «Романа», «Аруана», «Евраз Каспиан Сталь», «ССГПО», «Агромаш», «МБИ», «Терра», «Гелиос», «Арасан», «Кст-бетон», «Камлит» и т.д. Наши материалы – это хорошее импортозамещение и аналог дорогостоящих запчастей, которые местным предприятиям придется заказывать откуда-то из Европы и долго ждать.
– Но 3D-печать используется не только для нужд производств? Я знаю, что вы создали протезы для кошки.
– Есть 3D-принтеры, с помощью которых строят дома! А еще создают скульптуры и уникальные произведения искусства. На принтерах печатают протезы, хирургические инструменты. Мы изготавливали для медицинского центра подголовники, держатели для ножной катушки, катушки, стоматологам – ложки. Пластик, который используется в печати, безопасен как для людей, так и для животных. Протезы для кошки мы тоже изготовили, к нам обратились волонтеры, решили помочь животному.
– Протез для кошки не единственное ваше доброе дело. Расскажите об акции «Елка желаний».
– Мы совместно с музыкальной школой«Мелоди» поздравляем с Новым годом детей, которые ждут чуда. Но для них его создавать некому. Уже три года накануне праздника я наряжаюсь в костюм Деда Мороза, и мы едем к особенным деткам, посещаем неблагополучные семьи, детские дома. Принимаем помощь от меценатов, закупаем подарки и дарим малышам. В своей студии я печатаю артикуляционные (подвижные) игрушки змейки, осьминоги и т.д. С детьми работаю давно, был вожатым, взаимодействовал со студентами, школьниками. Поздравляю малышню и сам радуюсь, мы должны создавать сказку для тех, кто в этом нуждается.
Для тех, кто хочет стать частью акции «Елка желания».
Мы собираем подарки, сладости, игрушки и призы. Если вы хотите помочь материально, можете отправить средства по реквизитам: Kaspi Gold: 4400 4302 7310 3413 либо по номеру телефона: 8-705-635-38-89 Ильмира И. Видеоотчет мы выкладываем в Инстаграм @melody.kostanay.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА
и предоставлено
Игорем КОВАЛЬ,
Ольгой СОЛОВЬЕВОЙ