Яна Кушнир родилась и выросла в Костанае, в 2020 году переехала в Германию и сейчас живет в Лейпциге. Несмотря на это, не забывает о родине и с теплотой вспоминает Казахстан.
В соцсети девушка делится наблюдениями о жизни за границей, путешествиях и культурных различиях. «НК» поговорил с Яной о том, как она пришла к блогингу, почему пленочная фотография вызывает ностальгию и чем отличаются европейцы от казахстанцев.
В БЕДЕ НЕ ОСТАВЯТ
– Яна, вы часто путешествуете. Где находитесь в данный момент?
– Мы с мужем зимуем в Испании, в Марбелье. Это уже вторая зима здесь. В Германии в это время года погода угнетает, поэтому решили, что солнце – это то, ради чего стоит работать. Марбелья – уникальное место, можно спокойно жить с английским, но много и русскоговорящих. Мы с супругом работаем на удаленке: он в IT-сфере, я фотограф и видеограф.
– Ваш муж – немец. Расскажите, пожалуйста, историю знакомства.
– Мы встретились при случайных обстоятельствах в Германии, в поезде. А через два месяца после нашей встречи я представила Йоханнеса своей семье. У меня родственники живут в Москве, и Йоханнес приехал в гости, чтобы узнать часть моей культуры. Уже после того как мы поженились, я познакомила его с бабушкой и дедушкой, которые живут в Костанае. Нас приняли с распростертыми объятиями, с присущим казахстанским гостеприимством. Йоханнес был поражен тем, что люди, в том числе незнакомцы, были готовы отдать ему все.
– Как раз в TikTok завирусилась история о человеке, который помог вам добраться до аэропорта в Казахстане. Поделитесь подробностями.
– Мы с мужем были в Астане и перед отъездом поняли, что у нас нет местных сим-карт, а значит, мы не можем вызвать такси. Было пять утра, вокруг никого. Я увидела мужчину, который просто вышел на улицу, попросила у него телефон, чтобы сделать звонок. Он выслушал нас, задумался на секунду и сказал: «А давайте я вас отвезу».
Муж был в шоке: в Европе такое невозможно. Он даже спросил: «А как же водительские права?» В Германии должны быть документы, нет электронных прав в телефоне, как в Казахстане. Я ответила: «Садись в машину, нас везут!» Этот мужчина не взял с нас денег, просто пожелал удачи.
А уже в Костанае нас снова выручили. Мы попросили вызвать такси, но водитель, увидев, что мой муж иностранец, развернулся и уехал. Однако рядом оказался мужчина из Шымкента. Он предложил: «Сестра, поехали со мной, сейчас мое такси приедет». А когда мы пытались заплатить, отказался: «Лучше дайте чаевые таксисту».
Казахстанцы невероятно отзывчивые и добрые. У нас сохранилась культура предков-кочевников, где гостя не оставят в беде. В Европе люди тоже готовы помочь, но на определенной дистанции. Уж точно никто не будет ночью подвозить вас бесплатно в аэропорт.
– Вы живет в Европе уже восемь лет. В каких странах успели побывать?
– В Испании, Франции, Швеции, Дании, Чехии, Италии, Люксембурге, Швейцарии и многих других. Люблю Чехию. Прага – это просто сказочный город. Испания и еда здесь – моя слабость, во Франции любимый регион – Эльзас, там потрясающий микс немецкой и французской культур, вкусная кухня и приятные люди. Я считаю, пока есть возможность, мы обязательно должны путешествовать, это всегда лучше любых вещей. В детстве у меня не было такой возможности, сейчас я восполняю этот дефицит. Когда путешествуешь, лучше понимаешь жизнь и меньше ворчишь по мелочам.
Моя работа тоже позволяет мне путешествовать, это всегда восторг, если съемка в другом городе. Я люблю это ощущение раннего утра и поезда, ожидание чего-то нового.
– В своем блоге вы рассказывали, что встречались с Валерием Меладзе. Как это произошло?
– До этого мы ходили на его концерт в Ганновере, были в первом ряду и буквально пели вместе с ним главные хиты. А потом уехали в Марбелью и накануне Рождества покупали подарки в торговом центре. И вдруг среди людей я увидела Валерия Меладзе! Долго не решалась подойти, но Йоханнес уговорил это сделать. Он тоже знает его песни и понимает, как мне нравится творчество Валерия. Я робко подошла и сначала просто выразила благодарность за творчество. Сказала, что была на концерте. Он обрадовался, но показался мне скромным человеком. Потом я спросила про фото. Он ответил, что после таких добрых слов, конечно, не против. Валерий Меладзе в Европе – это феномен, связывает всех эмигрантов вместе на своих концертах. Приятный артист и человек.
БЛОГ, ФОТОГРАФИЯ И НОСТАЛЬГИЯ
– Как вы пришли к блогингу?
– Я начала вести YouTube-канал еще в Костанае в 2008 году. Тогда это был подростковый контент: челленджи, скетчи, клипы. Мы с подругой снимали видео на улице, клипы под музыку Кэти Перри прямо в центре Костаная (смеется). Словом, много экспериментировали.
Позже я забросила это дело, но несколько лет назад снова решила завести блог. Это больше, чем просто хобби. Это дневник, где я могу выражать свои мысли, рефлексировать и видеть, сколько хорошего происходит в моей жизни.
– В чем для вас главная ценность этого?
– Возможность замедлиться и замечать детали. Мы живем в мире, где все постоянно куда-то спешат, переживают о будущем. Блог позволяет мне остановиться и сказать: «Я живу здесь и сейчас».
– Ваша работа связана с фото- и видеосъемкой. С чего все началось?
– С тех самых видеоклипов, которые мы делали с подругой в Костанае. Сейчас у меня своя компания в Германии – Yanuka Digital. Мы снимаем для брендов, бизнесов, мероприятий. Недавно меня пригласили на Шри-Ланку снимать йога-ретрит.
Когда я вспоминаю, с чего все начиналось, понимаю: если очень захотеть, можно в космос полететь. Я работаю на иностранном языке, но меня выбирают. Получается, главное – верить в себя и не бояться развиваться.
– В вашем блоге много винтажных снимков. Почему привлекает пленочная фотография?
– Когда жила в Казахстане, знала о пленочных фотоаппаратах, но они были недоступны. В Европе впервые попала на блошиный рынок в Лиссабоне и увидела десятки старых камер за 30-40 евро. Сейчас у меня их около десяти: пленочные, полароиды, мыльницы – те самые, которыми наши родители фотографировали нас на школьных утренниках. Естественно, мои рабочие камеры – это уже более серьезная техника.
– Почему люди возвращаются к такой фотографии, ведь технологии давно ушли вперед?
– Все по-разному воспринимают цифровые и пленочные снимки. Современная техника позволяет нам давать очень детальную картинку, что, казалось бы, должно всем нравиться. А пленка передает ту самую ностальгию. Мне хотелось иметь такие фотоаппараты, чтобы испытать те же чувства, что и мои родители, когда фотографировались в прошлом. Когда я смотрю на такие фото, мне кажется, они переносят в приятные воспоминания. В этом их магия.
С ЛЮБОВЬЮ К КАЗАХСТАНУ
– Часто люди начинают ценить родину, только когда уезжают. У вас было такое ощущение?
– Да. Я счастлива жить в Германии, но мне важно помнить, кто я и откуда, не придумывать себе каких то рангов, которых у тебя нет. Я – простая девушка из Костаная, из обычной семьи. И этим горжусь.
В Европе восьмой год. Пожив тут, с теплотой вспоминаю народные гулянья в Сити-центре, которые устраивали на праздники Наурыз, 1 Мая, День города… Люди танцуют, улыбаются, угощают друг друга баурсаками, все так душевно и тепло. Когда ты ребенок, то воспринимаешь это как само собой разумеющееся. Сейчас я особенно ценю те моменты.
Даже в обычные дни костанайцы выходят на танцы, к примеру, в Центральном парке. В Германии это возможно разве что на Октоберфест.
– Вы недавно сделали татуировку в национальном стиле. Почему?
– Это был спонтанный порыв. У меня есть подруга в Германии, которая часто носит национальные украшения. Я подумала: «А почему бы не сделать что-то похожее?»
Мне хотелось отдать дань уважения месту, где я родилась. Я не назову это патриотизмом. Это просто любовь к родине. Ты не выбираешь, где родиться, но ты выбираешь, любить свою страну или нет. И я выбрала любить.
– У вас еще есть тату-надпись на казахском языке. Какой смысл она несет?
– «Тірі өмірмен өмір сүру» – «Живой жизнью жить». Мне помогла с переводом одноклассница. Может, это не идеально с точки зрения правописания, но для меня главное – смысл.
Мы часто живем мыслями о прошлом или тревожимся о будущем. Эта фраза напоминает мне, что нужно ценить момент.
– Что бы вы хотели сказать нашим читателям?
– Наша национальная черта – безвозмездно помогать другим – настолько уникальна и ценна в мире! Чувствуется, что люди сохранили культуру предков-кочевников, где гостя никогда не оставят в беде. За это я ценю людей Казахстана и хочу, чтобы такие истории обсуждались чаще, потому что это сегодня редкость.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото героини материала