К 80-летию Победы над фашизмом газета «Наш Костанай» запускает специальный проект, посвященный вкладу нашего города в Великую Победу.
В годы Великой Отечественной войны Костанай не был ареной боевых действий, но его вклад в Победу трудно переоценить. Здесь работал тыл, ковавший оружие и снабжение для фронта, отсюда тысячи мужчин уходили на передовую, а их семьи самоотверженно трудились в тылу. Сегодня память о тех событиях живет в названиях улиц, на предприятиях, ведущих свою историю с военных лет, и в семьях потомков героев.
В ПУТЬ
Еще со школьной поры известно, что среди первых дивизий, штурмовавших Берлин, была 150-я Идрицко-Берлинская ордена Кутузова II степени стрелковая дивизия. Ее имя навсегда вписано в историю Второй мировой войны: именно бойцы этого соединения водрузили Знамя Победы над рейхстагом.
В составе этой легендарной дивизии находилась 151-я стрелковая бригада, которая начала формироваться в декабре 1941 года в Кустанае. Командиром назначили подполковника Леонида Яковлева. Офицерский состав состоял из выпускников военных училищ, а рядовых и сержантов призывали из Казахстана, Сибири и Южного Урала.
– Яковлев приехал сюда в феврале 1942 года и до апреля жил в Кустанае. По воспоминаниям, его и солдат местные жители приняли тепло. В город со всех сторон стекались люди, когда бригада формировалась, и население им то пирожки носили, то помогали чем-то. Понятно же было, что многие из них могут и не вернуться, – рассказывает руководитель музея Боевой славы костанайской школы №4 Светлана Карпенко.
После боевой подготовки 26 апреля городская площадь у нынешнего Дворца пионеров стала местом прощания. На митинге, посвященном отправке бригады на фронт, кустанайцы со слезами на глазах провожали своих мужей, братьев и сыновей. Все происходило ночью, возможно, в целях маскировки. Тогда же трудящиеся города вручили бойцам знамя облисполкома с наказом донести его до Победы. Однако во время многочисленных боев оно было потеряно.
С 27 по 29 апреля 1942 года 151-я стрелковая бригада отправилась на фронт шестью эшелонами. 7 мая бойцы прибыли на станцию Валдай.
8 июня 1942 года бригада приняла боевое крещение, попав под артиллерийский обстрел. По воспоминаниям фронтовиков, бои были ожесточенными. Как оборонительные, так и наступательные. Только в районе озера Сучан бойцы уничтожили множество вражеских позиций и техники, нанеся противнику значительные потери – около 1200 солдат и офицеров. В течение месяца солдаты вели кровопролитные бои, проявляя отвагу и мужество.
ДО БЕРЛИНА!
Бои под Ново-Рамушево стали новым испытанием. В июле 1942 года третий батальон, преодолев болото, атаковал тыл противника, обратив фашистов в бегство. Участник этого боя Мичковский Андрей Филиппович вспоминал: «Две недели продолжался неравный бой. Единственная тропа по болоту была артерией, по которой доставляли батальону боеприпасы и продовольствие. Противник вел по ней ураганный огонь, а с воздуха патрулировали самолеты. Но это не могло сломить боевого духа воинов-кустанайцев».
И хотя духом солдаты еще были сильны, здоровье ухудшалось. Болотистая местность не позволяла рыть окопы, поэтому все постройки возводили на поверхности, буквально обозначая свое местонахождение для врага. В письмах солдаты рассказывали, перед тем как лечь спать, им приходилось вычерпывать воду из времянок, чтобы за ночь их не затопило.
– Земляки писали, что фашисты стреляли, не целясь, и все равно потери были большие, потому что все были на поверхности – спрятаться негде. Огромное количество людей погибло не от пуль, а от вшей, пневмонии и других заболеваний. Это же болота, там холод и болезни. Они находились на «островках», где их враг и обстреливал, – рассказывает Светлана Гелантьевна.
Весной 1943 года в этом районе разлились реки Полисть и Ловать, поднялась вода, и 151-я стрелковая бригада оказалась оторвана от продуктовой базы и склада снарядов. Им с воздуха сбрасывали сухари, потому что все остальное либо тонуло в болоте, либо превращалось в кашу при падении.
Один из солдат Николай Москалев писал, что было негласное решение: кто шел на задание, получал сухари тех, кто оставался в засаде. Бойцов, некогда полных сил и надежд, буквально, шатало от голода. Медик заставляла их пить сосновый настой во избежание цинги, чтобы организм мог противостоять инфекциям.
Несмотря на тяжелые условия, бойцы не теряли связь с родиной, в том числе с Кустанаем. Об этом свидетельствует огромный архив писем, хранящихся в музеях областного центра, а также старые вырезки из газет. В «Строителе коммунизма» от 1970 года есть воспоминания былых лет.
«Письма, телеграммы, посылки были нитями, связывающими тыл и фронт страны. Воины интересовались всем, что происходило дома, в колхозах, совхозах, на предприятиях. В письмах подбадривали семьи скорой победой. Кустанайцы от мала до велика следили за ходом военных событий. Особенно за боевыми действиями родной бригады. Население области помогало всем, чем только возможно, посылая хлеб, одежду, вязаные вещи. Осенью 1942 года личному составу бригады был отправлен эшелон с подарками. Они были вручены солдатам в дни октябрьских праздников», – пишет В. Гайворонский в статье «Кустанайская стрелковая».
Осенью 1943 года, потеряв немало бойцов, 151-я ОСБ вошла в состав 756-го полка 150-й дивизии, объединившись с еще несколькими подразделениями. Ни одно из них при переформировании не выводилось в тыл. В 1944 году за освобождение города Идрицы дивизии было присвоено наименование «Идрицкая». В мае ее командование принял полковник В.М. Шатилов, вместе с которым бойцы через год будут штурмовать Берлин.
В ИСТОРИИ ГОРОДА
Из немногих, кто вернулся с фронта живым, выделяется Илья Сьянов, чьим именем в Костанае названа одна из улиц. Родом Илья Яковлевич из села Семиозерное (ныне входит в состав Аулиекольского района). Зимой 1942 года коммуниста Сьянова Кустанайский городской комитет партии направил в формирующуюся в Кустанае 151-ю ОСБ.
Интересно, что Сьянов – один из 15 воинов 150-й дивизии, награжденных за участие в штурме рейхстага.
После Победы Илья Яковлевич прожил долгую жизнь вдали от родины – в Сочи, но завещал похоронить его в Костанае. Сегодня могила ветерана Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза находится на костанайской аллее почетных граждан. Потомки фронтовика несколько раз приезжали в Костанай навестить могилу деда, а сын героя даже выпустил книгу с воспоминаниями об отце.
В память о подвиге наших земляков в школе №4 создан музей Боевой славы, в том числе посвященный 151-й ОСБ. Сегодня его фонд насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов. Основателем стала преподаватель истории Ада Карагодина, 7 сентября 1966 года состоялось его торжественное открытие.
– Многие экспонаты ученики школы нашли сами. Дважды учащиеся прошли по боевому пути воинов от станции Валдай до Риги, в 1969 и 1971 годах. Они несли с собой знамя дивизии, оно тоже стоит в нашем музее, – рассказывает Светлана Карпенко.
Сегодня исследовательская работа уже не та: нет раскопок, переписок с ветеранами, да и с их потомками связь практически потеряна. Но в самом музее дела еще не окончены. Полнится архив писем, наград, личных вещей фронтовиков, которые еще предстоит разобрать и систематизировать.
С 1979 года перед школой стоит еще один символ памяти о Великой Победе. Мемориал установлен на заработанные учениками средства. В кирпичную кладку, имитирующую стену рейхстага, вмонтирована гранитная плита с надписью «Вечным сынам Отчизны».
Осенью 2014 года в Костанае открыли стелу 151-й отдельной стрелковой бригаде. Ее разместили рядом с музеем военной техники в парке Победы. Она представляет собой красную звезду и меч, устремленный в небо.
Александра ГОЛОВКО,
фото Абиля ДОЩАНОВА