Каждый день мы спешим по улицам, скверам и паркам, не задумываясь, чьи имена они носят. Кто такой Александр Парадович, в честь которого назван сквер у областного акимата? Почему в народе до сих пор говорят «военный городок», хотя Костанай не видел войны? И все ли знают, что среди стройных сосен в укромном уголке парка Победы покоятся курсанты-летчики?
Здесь навсегда остались те, кто мечтал о небе, готовился защищать Родину, чья печальная судьба вплетена в историю нашего города.
ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ
Сталинградская авиационная школа была основана в 1929 году и с первых лет стала ведущей в стране по освоению новой техники. В ее ряды принимали молодых людей по партийной и комсомольской линии — рабочих заводов, студентов вузов и техникумов, школьников, мечтающих о небе.
– Когда в 1942 году над Сталинградом нависла угроза, группа офицеров школы участвовала в разработке плана обороны города. Но ситуация стремительно ухудшалась, и по приказу заместителя наркома авиации Алексея Новикова школу решили эвакуировать в Кустанай, – рассказывает заведующая отделом научно-методического обеспечения областного музея Валентина Палаева.
Выбор был неслучайным: местная погода с большим числом солнечных дней, стабильные ветра и равнинный рельеф создавали идеальные условия для учебных полетов. В июле 1942 года началась масштабная переброска школы — в Кустанай перелетели 212 самолетов, хотя отправлялось 214: один разбился, а у другого произошла поломка.
Спустя месяц, 18 августа, в город прибыло восемь эшелонов (77 вагонов) с личным составом и имуществом. В общей сложности в наш город эвакуировали 3 594 человека.
Среди них был Валентин Гаврилов, 17-летний уроженец Сталинграда. О событиях того времени с «НК» поделилась двоюродная внучка Гаврилова Елена Горняк. Валентин – старший брат ее дедушки.
– Когда началась война, он уже был зачислен в училище. Дедушка говорил, что они тогда жили на окраине и мальчишками бегали смотреть на тренировочные полеты, вот он и загорелся желанием стать летчиком. И получается, мечту исполнил. Когда их отправляли в Кустанай, он даже с семьей не успел попрощаться, они получили только письмо и то без обратного адреса. Валентин успел кому-то из знакомых передать весточку, когда садился в вагон, – рассказывает Елена.
В семье Валентина было шестеро детей и войну пережили только двое – он и его младший брат Петр, дедушка Елены.
– Петр Иванович всегда говорил, что с братом они нашли друг друга чудом. Валентина отправили на фронт после училища, где он был военным летчиком. В это время их семья в Сталинграде попала под бомбежку, выжили только мой дед, их младшая сестра и мать. От дома ничего не осталось, их приютили соседи, так связь и оборвалась, – пересказывает Елена воспоминания дедушки.
Уже после Победы Валентин вернулся домой. Тогда-то он и узнал, что до конца войны дожил только Петр. Ему на тот момент было всего 14 лет. Недолго думая Валентин забрал брата с собой.
ВСТАЛИ НА КРЫЛО
Первой задачей прибывших стало строительство новых аэродромов, а пока их возводили, полеты начались на единственном действующем.
– Подразделения авиашколы размещались в земляночных городках. Первая авиаэскадрилья находилась в Затоболовке, вторая — на Наримановке, третья — в поселке Озерное, четвертая — в поселке Федоровка. Были две авиамастерские, они располагались в Кустанайском и Федоровском районах. К школе были прикреплены эвакуированные совхозы. В Ударнике находилось около сотни коров. Их выращивали для питания летчиков, курсантов и преподавателей. Специально сеяли рожь и ячмень, чтобы откормить скот, – рассказывает сотрудница музея.
Однако и в совхозе все шло не так гладко. Зимой туда начали наведываться волки. Было решено отправить курсантов на борьбу с хищниками. Те, вооружившись винтовками, добрались до села на аэросанях. Как потом вспоминали летчики, шкуры зверей привозили постоянно – отстрел волков, повадившихся нападать на скот, шел успешно.
Согласно постановлению, под нужды училища было выделено 14 зданий, в том числе столовые, магазины и школы, некоторых учеников переводили в другие заведения, где они учились в три смены, чтобы была возможность разместить эвакуированное училище.
– Условия были тяжелые: не хватало топлива, освещения, учебных пособий и горючего для самолетов. Но благодаря самоотверженному труду преподавателей под руководством Павла Михайловича Афанасьева школа продолжала работать. Он неоднократно просился на фронт, но его знания были нужны здесь. Недостаток учебных материалов он компенсировал сам, создавая макеты, схемы и графики, – говорит Валентина Федоровна.
Летчики-инструкторы делились боевым опытом с курсантами. Среди них Николай Белаш, совершивший 14 боевых вылетов на Прибалтийском фронте. Он обучил более 50 курсантов.
Не обходилось и без трагедий. Молодые люди погибали во время учебных полетов. Причины были разные: погодные условия, неисправная техника и неопытность пилотов.
Мемориальная плита из темно-зеленого мрамора с именами курсантов Сталинградской школы пилотов, погибших в учебных полетах на местных аэродромах в 1942–1945 годах, находится в стороне от людных троп — на аллее рядом со стадионом. На ней высечены имена 22 курсантов и их инструктора — молодые парни, которые верили в победу и мечтали подняться в небо. Их общая могила осталась здесь, вдали от родных мест, напоминая о цене той далекой войны. Зимой ее заметает снегом, и фамилии на камне исчезают под белым покрывалом, словно время пытается стереть их из памяти.
– В 1944 году школа была переорганизована в Сталинградское авиационное училище. Кустанайская земля, ставшая для нее временным домом, сыграла ключевую роль в подготовке летчиков-истребителей. С 1942 по 1946 год здесь выпустили 2444 боевых пилота, – отмечает Валентина Палаева.
В 1945 году на средства горожан был построен самолет «Комсомолец Кустаная», его вручили лучшему выпускнику, старшему лейтенанту Николаю Пронину.
После войны училище не стали возвращать в разрушенный Сталинград. В 1946 году его перевели в Западно-Сибирский военный округ, где оно просуществовало до 1961 года. Выпускники оставили значительный след в истории: 201 летчик награжден медалями «За оборону Сталинграда», более 100 стали Героями Советского Союза, пятеро удостоились этого звания дважды.
ОТЗВУКИ ПРОШЛОГО
Вся информация о летном училище, базировавшемся в Костанае, до 80-х годов оставалась засекреченной.
– Лишь в 1985 году сотрудники областного историко-краеведческого музея начали по крупицам восстанавливать его историю. У нас есть фотографии, списки личного состава, приказы, а также личные вещи и награды начальника авиационной школы Павла Афанасьева, — рассказывает Валентина Федоровна.
Хотя в годы войны многие знали об эвакуированном училище, самолеты над Кустанаем видели редко. Учебные полеты проводили в отдаленных районах и в Затоболовке. Именно поэтому в народе до сих пор живет понятие «военный городок» — некогда закрытая территория, куда посторонним вход был запрещен. Курсанты, впрочем, могли выходить в город, и среди 50-тысячного населения новые лица не оставались незамеченными.
Еще одна знаковая фигура, связанная с Костанаем, — Герой Советского Союза Александр Парадович. В 1943 году он участвовал в форсировании Днепра и освобождении города, а в 1944-м удостоился высшей награды. После был направлен в Кустанай, в авиационное училище, где и встретил окончание войны. В отличие от большинства товарищей, не уехал, остался в городе, где встретил свою будущую жену. Сегодня его бюст можно увидеть в парке Победы.
Александра ГОЛОВКО, фото Абиля ДОЩАНОВА