Есть люди, для которых память не просто слово, а смысл жизни. Они бережно собирают истории, передают их другим и делают все, чтобы прошлое не кануло в забвение. Их работа – это не должность, а призвание.
ЧЕЛОВЕК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
– Тот день я помню до сих пор, хотя мне было всего семь лет. 26 апреля 1942 года с площади, где сейчас находится Школа детского творчества, на фронт отправлялись новобранцы 151-й стрелковой бригады. Они стояли «коробочками» и слушали напутствие. Мы были детьми, но уже осознавали, куда этих молодых парней, чьих-то братьев и сыновей забирают. Женщины старались сдерживать слезы. Я хорошо запомнила момент, когда будущим бойцам вручили знамя кустанайского облисполкома и прозвучал наказ «Дойти до Берлина!» Наверное, тогда так говорили всем новобранцам, чтобы поднять дух. Но именно для нашей кустанайской бригады эти слова стали пророческими, – рассказывает Зоя Гайворонская, бывший смотритель музея 151-й бригады.
Тогда, больше 80 лет назад, будучи семилетней девочкой, она и не догадывалась, что эти лица увидит еще не раз. Но, к сожалению, большинство из них только на фотографиях.
Спустя годы она станет смотрителем музея боевой славы, который организуют в здании школы №4. Большая часть его экспонатов посвящена памяти кустанайцев, которые вошли в состав той самой 151-й бригады. Но тогда маленькая девочка просто смотрела, как десятки парней уходят на фронт, и уже понимала, что вернутся лишь единицы.
В этом году Зое Андреевне исполнилось 90 лет. Она живет одна, ясно мыслит, находится в хорошем расположении духа. Несмотря на возраст и перенесенный несколько лет назад перелом шейки бедра, наша героиня сохраняет бодрость и жизненный интерес. Но, как признается сама, иногда тоскует по школьной жизни, которой посвятила почти 57 лет.
«Человек-энциклопедия», как она называет себя, до сих пор с удовольствием делится знаниями и воспоминаниями, особенно когда речь идет о Великой Отечественной войне, которую она воспринимает как свою личную историю.
– Я человек своей эпохи. Войну пережила ребенком, но повзрослела рано, поэтому все помню. О таком нельзя забывать, эту память нужно хранить, чтобы больше такого не было, – говорит Зоя Гайворонская.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
– Когда объявили о победе, к нам с этой новостью прибежала соседка тетя Маруся. День был солнечный, ясный, по-майски теплый. И тут такая новость! Помню, как она улыбалась, вбегая в дом с этими словами. Радость была большая по всему городу. Песни пели, выпивали, праздновали – Родину отстояли! – вспоминает Зоя Андреевна.
Эта тетя Маруся в жизни нашей героини сыграла большую роль. Жизнь после войны была немногим легче. Еды все так же не хватало, работали по 16-18 часов, чтобы прокормить семьи.
В 1947 году из семьи уходит отец Зои Андреевны, забирая с собой сестру.
– Я еще в школе училась, поэтому многого не помню. Мать осталась одна, так замуж и не вышла. Тяжело было. Выращивали картошку, тыкву, дыни и арбузы, но огороды находились в районе Джамбула. Мы туда пешком ходили с тележками, чтобы за огородом следить, боялись, что украдут, и ни с чем останемся, – рассказывает женщина.
От тяжелой работы у матери отнялись руки, и она слегла. Учеба, работа и огород легли на плечи дочери, которая выносила все трудности стойко, но все же это был еще подросток. Вот тут на помощь и пришла тетя Маруся.
Она познакомила Зою с Яковом Березаном, который в те годы заведовал областным отделом народного образования и наказала: «Ты эту семью не бросай!» Так и получилось. Позже по просьбе Березана девушку отправили учиться на педагога, надежды возлагали большие, подвести столь уважаемого человека было нельзя.
Окончив учебу, по его же рекомендации, Зоя Андреевна работала воспитателем в детских домах, которых в те годы было в области немало.
– Дети были разные: и шкодные, и вежливые. Но честь и доброта стояли тогда превыше всего, меня этому учила мать, а я передала это всем тем, кого учила сама, – делится собеседница.
Вернувшись в город уже с мужем и детьми, она работала во многих школах. До сих пор вспоминает, как шесть лет подряд ходила из района КСК в поселок Дружбу – 18 километров каждый день. Автобусов же тогда не было.
БОЛЬШАЯ РАБОТА
В здании школы № 4 музей боевой славы был открыт 7 сентября 1966 года. Его основала Ада Карагодина, которая вложила в него силы и душу. Фонд был тогда скудным, ограничивались письмами и документами. Позднее, в 1969-1971 годах, на одном из заседаний музея было решено расширить фонд. Для этого отправить учеников в экспедицию, туда, где проходил боевой путь 151-й бригады, а позже 150-й дивизии (ее сформировали из частей 151-й, в состав вошли и кустанайцы). Учащиеся дважды прошли по маршруту от станции Валдай до Риги.
Зоя Андреевна начала тесно сотрудничать с музеем позднее, на это ушло тридцать с лишним лет. Как отмечает бывшая хранительница, это была не просто работа, а дело всей жизни.
В ее доме до сих пор хранятся сценарии праздников, открытых уроков, памятных встреч и целые папки стихов и сочинений ее учеников. Глядя на это, понимаешь, как кипела жизнь в стенах школьного музея. Сейчас это кажется чем-то удивительным, подумать только: десятки детей каждый день прибегали в ее кабинет, чтобы помочь подготовить сценарий, разобрать документы или просто часами рассматривать экспонаты! И все это они делали не ради оценки, а потому что им самим было интересно.
– Я с учениками посетила многие места: и в Украине были, и Волгограде, и по памятным местам ездили. В то время это было возможно. Но все удивлялись, как это одна женщина с такой оравой детей справляется! Все просто: ко мне они относились с уважением, потому что я их уважала в ответ, – делится Зоя Андреевна.
Именно благодаря Гайворонской школьный музей боевой славы претерпел глобальные изменения. Ей удалось систематизировать все имеющиеся экспонаты и значительно расширить фонд. За годы своей работы она наладила связь со многими ветеранами и семьями героев. Лично знала Илью Сьянова, часто общалась с Архипом Энной, до последнего поддерживала связь с дочерью Рахимжана Кошкарбаева и обменивалась письмами с людьми по всему Советскому Союзу. Многие из них передавали ценные экспонаты, книги и письма своих родственников, чтобы увековечить их память в музее.
– Признаюсь, я тоже хотела со следопытами пройти весь боевой путь дивизии, но так и не получилось, – вздыхает женщина.
Школьный музей при Зое Андреевне стал центром воспитательной работы, где она стремилась формировать у детей патриотизм, возвеличивая подвиги земляков.
Она отмечает, что провела за годы работы бесчисленное количество мероприятий, каждое из которых было ориентировано на то, чтобы воспитать в учениках уважение к истории, которую она застала сама.
– Не менее важно, по моему мнению, чувство ответственности и за настоящее, – резюмирует Гайворонская.
Уходила она из музея не в лучшем настроении. Признается, что хотела бы еще остаться и продолжать работу, но решение было принято, пришлось передать ношу другому человеку.
Зоя Гайворонская не просто педагог, а человек, ставший частью истории. Это тот случай, когда сохранить важно не только ее работу, но и память о ней самой. Благодаря этому человеку школьный музей боевой славы превратился в живое, наполненное смыслом пространство, где прошлое говорит с настоящим. Она сумела объединить вокруг себя десятки учеников, увлечь их историей, сделать патриотизм не формальностью, а настоящим внутренним ориентиром.
И хотя Зоя Андреевна давно ушла с должности, частица ее труда и отношение к делу продолжают жить в стенах музея как яркое напоминание о том, как один неравнодушный человек способен оставить яркий след целой эпохи.
Александра ГОЛОВКО, фото Ларисы БОЖКО
и из архива героини материала