На днях мне пришлось посетить центральный ЦОН. Конечно же, этот визит не обошелся без нервов и потраченного времени.
Вообще, я не люблю бывать в госучреждениях, и если есть возможность получить услугу онлайн, я этим пользуюсь. Но на этот раз пришлось пойти ножками, так как надо было помочь близкому человеку подать заявление на замену документов.
Пришли перед обедом, чтобы избежать больших очередей. На стойке регистрации объяснили причину визита.
– 10 минут назад база зависла, услуга по замене документов сейчас не работает. Ждите, – объяснили нам.
Проходят 5, 10, 15 минут, в зале прибывает людей, которые хотят получить услугу по документированию. У администратора ответ один: «База не работает. Ждите». Спустя полчаса посетители стали интересоваться, сколько времени уйдет на ее восстановление.
– У нас нет никаких прогнозов. ЦОН работает до 18:00, талоны мы заканчиваем выдавать в 17:30. Сколько нужно ждать, не знаем, бывает по-разному, поэтому кому не срочно, лучше подойти завтра в 9:00. По утрам база работает хорошо, а к обеду начинает подвисать, – пояснила работница ЦОНа.
Люди стали расходиться, мы же решили еще немного подождать. Восстановили базу спустя 20 минут, лишь тогда начали принимать клиентов.
Похожая ситуация «с зависанием» произошла на следующий день у знакомого, который поехал в спецЦОН, чтобы зарегистрировать транспорт.
– Услугу пока оказать не можем, зависла база, – услышал в ответ.
Ожидание заняло полтора часа.
Самое интересное, что подобное не случайность, а закономерность. В государственных органах базы отключаются ежедневно. Утром звонишь, например, в ЦОН, все нормально, пока дошел, система перестала работать. А люди ведь отпрашиваются с работы, стоят в очередях, теряют время, злятся.
При этом нагрузки на серверы с каждым годом растут, появляются новые услуги, а власти отчитываются об успешной цифровизации. Но только над качеством никто не работает, и ситуацию с зависанием исправить не может. Как только в любой из систем случается наплыв, она моментально схлопывается. Вот и получается, когда государству надо повышать качество оказываемых услуг, оно гонится за количеством и красивыми отчетами.