В них каждая деталь выполнена вручную. По словам нашего героя, в Казахстане он еще не встречал себе подобных. Все схемы и чертежи мастер разрабатывает самостоятельно – а как иначе, если аналогов этому в нашем регионе нет.
Часы Николай делает для души. Первый механизм он создал в 2012 году. С тех пор вот уже 13 лет его мастерская постепенно наполняется деревянными ходиками. Корреспонденты «НК» побывали в творческом пространстве и своими глазами смогли увидеть оригинальные изделия.
– Меня часто спрашивают, как я начал этим заниматься. Да просто настроение было депрессивное, – говорит собеседник. – Мне всегда хотелось делать что-то уникальное, предметы, которые не встретишь у кого-то другого.
Часы самые разные – от больших моделей с маятниками до компактных настольных. Все выполнены из дерева, но сразу так и не скажешь – настолько аккуратно они обработаны, покрашены и отполированы, что сначала показалось, будто темные детали – это металлические вставки.
– У меня направление такое – нужно, чтобы изящно было. На самом деле металла здесь нет – детали покрыты черной морилкой. Это такой тонирующий состав, который наносится на обработанную древесину. После того как ею покрыл, еще два-три раза крашу блестящим автомобильным лаком, а потом уже приступаю к полировке, – рассказывает Николай. – Каждая, даже самая маленькая деталь, тоже гладкая, хорошо обработанная. Но это только часть работы, самое сложное впереди – нужно запустить и настроить часы, а это не так просто. Главное, сделать правильно чертеж. Один раз было такое, что часы пошли назад – упустил в схеме одну шестеренку! Поставил на стенд, запустил – идут хорошо. Через время смотрю, время час, а на них половина первого!
Многое зависит и от температуры: при влажности дерево расширяется – его следует подбирать на каждый механизм. Как отметил часовщик, самая хорошая порода – плотная, как металл, – граб.
– Меня здесь одно время топило, и я только через полгода настроил все. Благо, часы высохли, – продолжает мастер. – Если говорить о том, какие механизмы делать сложнее, настольные все же немного проще, потому что они на пружинке, а в больших – маятник и гиря, они сложнее. Чертежи делаю в программе на компьютере, все прорисовываю. Потом вывожу схему на станок, он их выпиливает. Следом долгий процесс обработки.
В одних деревянных ходиках от 80 до 100 составляющих, и с каждой деталью нужно работать.
Наше внимание привлекли большие часы с маятником. Интересны они тем, что время в них отбивают шарики. Это изделие канадского мастера, а наш герой их трансформировал, что довольно трудно.
– Я долго возился с этими часами. Тут мало того, чтобы шли, они должны синхронизироваться с шариками, притом, чтобы шар нигде не застрял, не упал на пол… В общем, это целая жизнь, – смеется собеседник.
Разглядели мы и авторские часы, в основе которых кузнечиковый спусковой механизм.
– Здесь маятник приводится в движение двумя шарнирными рычагами, – поясняет ремесленник.
Помимо оригинальных часов, в коллекции можно встретить и необычные изделия. Одно из таких «Небесный квест». Над ним мастер работает уже больше двух лет.
– Это кинетика. Здесь принцип работы такой: пружина дает толчок и деталь по инерции крутится. Потом останавливается, пружина снова ее заводит, и она продолжает вращение. Однообразия нет, – говорит мужчина. – Сейчас пружина делает только один толчок, колесо прокручивается раз пять и останавливается. Далее пружина раскручивает вторую деталь. А мне нужен другой эффект, чтобы после завода механизм работал восемь часов, поэтому еще корректирую.
Рассматривая детали, в голове то и дело возникал один вопрос: как человек, который никогда раньше не делал этого и не разбирался, может создавать такие шедевры? Следом приходит осознание, сколько сил, труда и терпения вложено в каждую работу!
– Я всю жизнь в рекламе проработал. Там тоже интересная вещь. Вот ты берешь какой-то объект, входную группу, например. К этому нужно творчески и оригинально подходить, чтобы потом наслаждаться процессом, тем, что ты создал. Я делал много работ, и все они были не похожи одна на другую.
Пока Николай работает только с деревом, но в будущем хотел бы попробовать сделать металлические часы.
– Тут больше возможностей. Это навечно, – отмечает мастер.
Кристина ФРИТЦ,
фото Абиля ДОЩАНОВА