Областной бюджет на реализацию государственной информационной политики в 2025 году направляет 703,8 млн тенге, тогда как в 2024 году было выделено 743,9 млн тенге. Какова эффективность этих расходов и над чем стоит работать СМИ — об этом говорили депутаты на заседании постоянной комиссии по социальным вопросам областного маслихата.
На сегодняшний день в регионе зарегистрировано 118 средств массовой информации. Из них 88 — это печатные и сетевые издания, включая информационные агентства, и 30 — электронные СМИ. Следует отметить, что подавляющее большинство из них — частные. Однако при этом все они получают бюджетное финансирование на реализацию государственной информационной политики.
— Костанайская область заявляет себя как регион, открытый для инвестиций, с благоприятным деловым климатом и стабильной социальной и экономической ситуацией. Привлечение инвестпроектов, развитие инфраструктуры, создание новых производств и рабочих мест — одни из приоритетов региональной политики, — отметила исполняющая обязанности руководителя управления общественного развития акимата Костанайской области Динара Карымсакова. — В этой связи особое значение приобретает информационное сопровождение на республиканском уровне. Именно поэтому одним из ключевых направлений в рамках реализации государственной информационной политики является размещение госинформзаказа в республиканских средствах массовой информации. Это позволяет формировать положительный имидж области, демонстрировать ее инвестиционный потенциал и повышать узнаваемость региона на уровне страны. На эти цели в 2024 году было выделено 229,6 млн тенге, а в 2025 году — 170 млн тенге.
Таким образом, деньги из бюджета направляются как в республиканские, так и в местные СМИ.
— При подготовке к совещанию и анализе СМИ нельзя не отметить, что публикации в основном носят информационный характер, отсутствует анализ и аналитика. Поэтому в качестве рекомендации хочу сказать, чтобы заказчик в будущем обратил на это внимание, — сказала руководитель рабочей группы облмаслихата, депутат Динара Утебаева.
В свою очередь депутат Александра Сергазинова отметила ряд нестыковок и противоречий в реализации государственного информационного заказа.
— Я считаю, что государство должно и обязано поддерживать СМИ. Так принято во всем мире. Однако оно не должно вмешиваться в редакционную политику. Меня удивляет один факт: государство принимает к оплате работы только печатных СМИ у региональных изданий. Между тем сегодня большая часть населения, особенно молодежь, получает информационную повестку через социальные сети и сайты. Не отстает ли государство в этом плане от реальной жизни? — задала вопрос Сергазинова.
Ее поддержал депутат Евгений Сотников, отметив, что игнорирование социальных сетей и сайтов негативно сказывается на донесении информации до населения.
— Считаю, что социальные сети участвуют в формировании идеологии, и государство должно это учитывать, — сказал Сотников. — Необходимо включить в технические спецификации ГИЗ требования по созданию рилсов, видеоформатов и их последующему принятию к оплате. Такой формат лучше воспринимается молодым поколением и способствует популяризации информации.
Динара Карымсакова полностью согласилась с доводами депутатов, отметив, что акимат неоднократно обращался в Министерство с предложениями и поправками, но пока их там не услышали.
— Следует подчеркнуть, что стоимость услуг, закупаемых у СМИ, утверждена постановлением акимата области. В текущем году была введена обновленная базовая стоимость в связи с вступлением в силу нового закона о масс-медиа. При этом Костанайская область сохраняет одну из самых низких ставок в республике: например, одна минута эфирного времени на республиканском телеканале в Восточно-Казахстанской области стоит 590 тыс. тенге, а у нас — 350 тыс. Все расчеты стоимости осуществляются на основании методики, утвержденной приказом министра культуры и информации Республики Казахстан, что гарантирует прозрачность и единые подходы к формированию цен, — отметила Карымсакова.
По итогам заседания были выработаны следующие рекомендации: увеличить объемы государственного информационного заказа на районные и городские газеты, так как именно в этих регионах сохраняется значительная аудитория благодаря подписке. Это позволит расширить информационное покрытие и обеспечить доступ населения к важной информации. Уделять особое внимание качеству материалов, создаваемых в рамках ГИЗ: информационные материалы должны быть не только информативными, но и интересными, увлекательными, адаптированными для восприятия широкой аудитории, включая молодежь. Рассмотреть возможность включения в акты выполненных работ учета публикаций в официальных аккаунтах СМИ в социальных сетях. Это обосновано тем, что социальные сети обеспечивают наиболее широкий охват населения, особенно в малых городах и сельской местности.
Айдар ЗАНГЕР, фото Абиля ДОЩАНОВА