Железная дорога была для Костанайской области не просто транспортной системой, а жизненно важной артерией, через которую шли эшелоны с продовольствием, людьми и оборудованием. В условиях сурового тыла, холода и нехватки ресурсов именно железнодорожники держали связь с фронтом, обеспечивая победу на тысячи километров от линии боев.
РЕЛЬСЫ ПОБЕДЫ
С первых дней войны стало ясно: победа будет коваться не только на передовой, но и в тылу. Казахстан оказался одним из ключевых тыловых регионов, и Костанайская область в этом смысле сыграла важную роль. Связь с фронтом, эвакуированными, промышленностью, продовольственными центрами — все держалось на железной дороге. В условиях военного времени она стала главной артерией жизни, по которой текли грузы, люди, сама история.
По данным республиканского архива, за годы войны протяженность железных дорог Казахстана выросла на 25%, с 1941 по 1944 год в разных регионах было введено в строй более десяти новых линий. Война внесла большие изменения и в географию грузовых потоков. Удельный вес дорог Средней Азии и Казахстана в погрузке изменился с 7,9% в 1940 г. до 15,1% в 1942 г.
Костанайский регион был связан с Уралом, Сибирью, Средней Азией. Станции Кустанай и Тобол превратились в ключевые узлы: отсюда отправляли эшелоны с зерном, мукой, мясом, углем, здесь же принимали поезда с ранеными и беженцами. Война требовала логистики, четкости, самоотдачи. Железнодорожники работали сутками, без выходных, часто на пределе. В условиях суровых зим и изношенной техники перевозки не прекращались ни на день. Основная тяжесть по снабжению нужд тыла и фронта легла на железные дороги.
«По железным дорогам республики было перевезено только в Казахстан и Среднюю Азию около 1,5 миллиона эвакуированного населения, оборудование, 308 перебазированных предприятий», – писал Манаш Козыбаев.
Железная дорога позволила области не только выжить, но и стать донором для фронта. Сюда эвакуировали заводы и людей из западных регионов СССР, здесь перераспределяли грузы, формировали колонны. Существующие линии укрепляли, строили временные подъездные пути, ремонтировали подвижной состав на месте — ведь отправить вагоны на капремонт было некогда. Каждый метр рельса был на счету.
Работники станции, как и сами железнодорожники, были на вес золота. Мужчины — на фронте. Женщины и подростки занимали их место: переводили стрелки, дежурили на путях, принимали грузы. Диспетчеры работали без смены, по двое-трое суток. Одна ошибка могла стоить не просто срыва поставок — чьей-то жизни. При этом вся эта гигантская работа велась без современных технологий: по рациям, жестким графикам, доверию.
СТАНЦИЯ ТОБОЛ
Каждый участок Костанайской железной дороги несет в себе особую историю, и станция Тобол яркое тому подтверждение. Сегодня она имеет связь почти со всеми уголками страны, оставаясь важным транспортным узлом в регионе.
История станции началась 19 мая 1939 года с открытием строительства железнодорожной линии Акмолинск – Карталы. Протяженность нового участка составила 805 километров, и часть этой магистрали прошла через территорию Костанайской области. Несмотря на масштаб работ, линия была готова в рекордные сроки — всего за 8,5 месяцев. Уже 9 февраля 1940 года в Тобол прибыл первый поезд с карагандинским углем, предназначенным для Магнитогорского металлургического комбината. Это стало началом стратегического этапа в развитии региона и всей страны, ведь до начала Великой Отечественной войны оставалось чуть больше года.
Работа в тылу была не менее сложной, чем на прифронтовых участках. Особую нагрузку приняли на себя Южно-Уральская и Карагандинская железные дороги. Немало станций этих магистралей находилось в пределах Костанайской области, в том числе и Тобол.
В годы войны станция стала стратегически важным транспортным узлом. Уже в начале 1940-х она имела семь путей для приема и отправления составов. Когда Донбасс оказался в оккупации, именно через Тобол шли составы с углем на Магнитогорский комбинат, что обеспечивало непрерывную работу промышленности в условиях войны.
В большинстве случаев к работам на железной дороге привлекали местное население, люди грузили вагоны, чинили рельсы и выполняли основную тяжелую работу. Здесь, как и в тылу, огромный вклад внесли женщины, старики и дети.
– Мой прадед Иван Ким всю жизнь проработал на станции Тобол. Отца и старших братьев забрали на фронт. Он был третьим из шести детей. На тот момент ему было лет 14-15, нужно было помогать семье. Жили, как он вспоминал, неплохо, голодать не приходилось. Все старались помочь. Предложили ему на железную дорогу пойти, вагоны разгружать. Тогда много техники привозили и переправляли, руки были нужны. Уголь кидали вагонами. И вот он, мальчишкой, таскал тяжести, что в последующем на нем плохо отразилось. Прожил до 87 лет, но последние 15 из них не ходил вообще. Говорили, по молодости спину надорвал, вот и осложнения, – рассказывает правнук Ивана Антон Ким.
Таких историй немало, судьбы многих из ныне живущих костанайцев так или иначе связаны с войной.
В те тяжелые годы через станцию Тобол ежедневно проходили сотни вагонов с углем и техникой. Карагандинский уголь, жизненно необходимый для работы металлургических гигантов, стал настоящим топливом Победы. Именно он шел на обеспечение сталелитейных мощностей Магнитогорска, откуда на фронт отправлялись танки, орудия, снаряды. Их роль в ключевых сражениях Великой Отечественной войны – от обороны Москвы и Ленинграда до битвы на Курской дуге и полного освобождения советской земли – невозможно переоценить.
НА БЛАГО СОЮЗА
Архивные документы подтверждают важность задач, стоявших перед транспортной инфраструктурой региона. Так, на совместном заседании исполкома областного Совета депутатов трудящихся и бюро обкома КП(б)К 15 августа 1941 года было принято постановление о дополнительном привлечении ресурсов для ускорения строительства Сталинско-Магнитогорской магистрали — проекта, имевшего особое военно-оборонное значение.
Из текста постановления: «Выделить дополнительно на строительство Сталинско-Магнитогорской магистрали 500 человек колхозников и 500 подвод с упряжкой сроком на 20 рабочих дней…».
Нагрузку приняли на себя колхозы Тургайского, Амангельдинского, Карасуского и Карабалыкского районов. Эти меры стали частью масштабной народной мобилизации, охватившей весь тыл. Каждый человек, вагон, лошадь и повозка — все было поставлено на нужды фронта.
Некоторые кустанайцы даже управляли поездами, которые перевозили военные грузы. Большая часть машинистов – женщины. Среди них была и Людмила Козинцева. На фронте познакомилась с будущим мужем, с которым в последующем уехала в Саратов.
– Бабушка не любила говорить про войну, мы многого не знаем. После школы их отправили на курсы машинистов. А потом уже забрали на работы. Она рассказывала, что многому учились прямо на месте, в полевых условиях. Бабушка была помощником машиниста, машинистом, кстати, тоже была женщина. В то время наши бабушки и поезда водили, и рельсы клали, и дома строили, – делится воспоминаниями внучка Людмилы Анастасия Сивова.
Лишь изредка от Людмилы Петровны можно было услышать истории о бомбежках.
– Она водила поезда по Северной железной дороге. В середине войны эта ветка часто подвергалась бомбежкам, особенно в районе Волги. Даже страшно представить, как вчерашняя школьница ведет поезд, а вокруг война, и каждый день может стать последним. Примерно в то же время она и познакомилась с моим дедом, он был младше ее, и на фронт его не взяли, поэтому он на станция грузил вагоны, помогал как мог, – рассказывает девушка.
Таким образом, станция Тобол сыграла не только транспортную, но и историческую роль — она стала символом трудового подвига, стойкости и патриотизма. И сегодня, глядя на рельсы, уносящиеся в горизонт, мы вспоминаем, какой ценой ковалась Победа и какова была роль родного края в этом великом деле.
МЕСТО ОТСЧЕТА
Станция Кустанай стала для многих последним местом перед отправкой на фронт. Именно отсюда уходили эшелоны с мобилизованными солдатами, добровольцами, медиками, техниками. Платформы были переполнены. Провожали молча, часто сдерживая слезы. В сутках не хватало часов, чтобы всех погрузить — составы формировали ночью, и поезда уходили в путь под грохот колес и негромкие прощальные крики. Не было даже привычного нам вокзала, только станция, рельсы и сотни вагонов.
Через станцию Кустанай прошли десятки тысяч тонн стратегических грузов. Строительный лес, сырье, оборудование, эвакуированное с разных уголков Союза, — все это шло через север Казахстана.
По воспоминаниям очевидцев, зимой 1941 года в город ежедневно прибывали 3–5 эшелонов с людьми и оборудованием. Многие не выдерживали тяжелых условий, простывали в холодных вагонах и промежуточных станциях. Встречали в Кустанае их наспех — распределяли по районам, размещали в школах и клубах.
Среди железнодорожников было много героев. Большинство — безымянные. Кто-то погиб под колесами, кто-то умер от переохлаждения, так и не вернувшись домой. Их имен не знают, но они — часть Победы.
Александра ГОЛОВКО, фото из архива сайта «Костанай и костанайцы»